ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ на тему: «Дисперсия и многообразия красок в природе и живописи»
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о физической природе дисперсии света, рассмотреть условия возникновения явления радуги. Показать связь физики с действительностью на примере художников импрессионистов с практическим содержанием. Познакомить с новым направлением в искусстве 19 века импрессионизмом; раскрыть его особенности художественного языка.
развивать познавательную активность, зрительную память, расширять кругозор;
воспитывать у обучающихся более утонченного восприятия произведений искусства, — уважения к художественному наследию прошлого.
Использовать методы научного познания в области дисперсионного спектра. Формировать исследовательские умения: устанавливать причинно-следственные связи между фактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;
реализовать потребности подростка в общении, способствовать развитию качеств сотрудничества, мотивации в изучении предметов искусства и физики;
продолжить формирование образных и логических умений учащихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал.
Педагогическая технология – метод проблемного обучения.
Форма урока – проектно исследовательская деятельность. (Урок может быть рассчитан на 2 ч.)
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация, видеофильм: «Художники 19в. Франции», мультфильм: «У тетушки Совы» — на выставке художников импрессионистов.
Эпиграф: «Импрессионизм – это рождение света в живописи». Роберт Делоне.
Учитель. Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Учащиеся. Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет наш урок:
Учитель. Посмотрим видео фильм: «Художники Франции 19в.» (2 минуты)
Учитель. Делимся информацией.
Учитель. Вставьте пропущенное слово в текст: романтизм, классицизм, маньеризм, импрессионизм
…. — это приятное впечатление, радость от жизни, красота каждого мгновения, наслаждение, чистота, искренность. Это позитивные и радостные произведения, где присутствует много света, ярких красок, сглаженная светотень, плавные контрасты.
Ученик. В тексте нужно вставить слово импрессионизм.
Именно это описание характеризует произведения художников этого стиля
Альфред Сислей «Аллея тополей» Камиль Писсарро, Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце»
Учитель. Зайдем в галерею живописи и поэзии. Рассмотрите живопись импрессионистов и прочтите стихи. О чем они?
1. Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Солнце, небо, звезд сиянья
Море в блеске голубом
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем.
2.Дисперсия — звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само
Оно нам с детства близко и знакомо,
Мы наблюдали сотни раз его!
Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,
И над умытой свежею землей
Мостом бесплотным радуга повисла,
Пленяя нас своею красотой
Дисперсия здесь «руку приложила».
Обычный белый лучик световой
Она как будто в призме разложила
Во встреченной им капле дождевой.
Ученик. В первом стихотворении все живое стремится к свету. Во втором говорится о радуге природном явлении дисперсии.
Учитель. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока . (Учащимся предлагается различные варианты темы урока):
«Дисперсия и многообразия красок в природе и живописи». « Поиск ускользающей красоты». «Импрессионизм – уроки света и цвета». «Дисперсия и оптическое восприятие мира».
Ученик. Тема сегодняшнего урока: «Дисперсия и многообразия красок в природе и живописи».
Заполните две первые колонки.
Контрастные цвета, радугу
Художников импрессионистов
Учитель. О чем мы сегодня будем говорить и чем заниматься?
Ученик. Найдем информацию и выполним исследовательский проект по теме урока.
Учитель. На партах лежит дидактический материал по физике и искусству. Продолжим знакомиться с содержанием новой темы (2 мин).
Учитель . Объясните значение новых слов и понятий. Работаем с таблицей.
от латинского слова, в буквальном переводе означает “рассеять, развеять”.
Свет с точки зрения физики
электромагнитная волна. Волны друг от друга отличаются длиной и частотой.
Дисперсия света
явление разложения белого света в спектр (радуга)
преломления света зависит от длины или частоты волны.
это изменение направления распространения света при его переходе через границу раздела двух сред.
Монохроматический свет
Каждый цвет спектра является монохроматическим. Монохроматический свет – одноцветный свет. Каждой цветности соответствует своя длина и частота волны (в вакууме).
Импрессионизм
«Впечатление» от окружающего мира
Техника письма художников. Маленькие мазки, напоминающие точки
Основные цвета
Это те, которые существуют в природе и никаким способом их получить нельзя: красный, желтый, синий.
Составные цвета
Те, которые составляются или смешиваются из основного цвета. Красный цвет + желтый цвет = оранжевый; желтый цвет + синий цвет = зеленый; красный цвет + синий цвет = фиолетовый
Контрастные цвета
Это те цвета, которые в цветовом круге являются противоположными и усиливают друг друга. При смешивании обесцвечиваются
Аддитивное смешивание цвета
Искусство воспроизведения цвета путем сложения в различных пропорциях 3х первичных RGB цветов: красного, синего, зеленого.
Учитель. По презентации и дидактическому материалу, который лежит у вас на партах, объясните, как появляется радуга и почему мы выделяем семь цветов радуги?
Ученик. Начнем с основ физики. Эффект разложения белого света на цветные составляющие (спектр) называется дисперсией. Цвета спектра и есть цвета радуги. Именно из-за преломления света бриллианты играют цветными огнями.
Ученик. Итак, теперь мы знаем, что в природе для появления радуги нужен свет и обильная влажность. Цвет – это свойство света. Ньютон выделил 7 цветов, плавно переходящих друг в друга. Эти переходы называются оттенками цветов.
Ученик. Ньютон своими опытами доказал, что белый свет имеет сложную структуру, состоит из цветных лучей. Белый солнечный свет состоит из множества различных световых волн разной длины. В зависимости от длины волны свет воспринимается нашим зрением как определенный цвет — от красного (самые длинные волны), до фиолетового цвета (самые короткие). При смешении все эти цвета и дают видимый белый свет.
Ученик. Проходя через границу неоднородных сред (например: воздуха и воды или воздуха и стекла) белый свет преломляется и разлагается на отдельные цвета, которые мы называем спектром. Чтобы увидеть цвета спектра, можно использовать трехгранную призму, которая преломляя солнечный свет, выделяет из него все цветовые составляющие.
Шкала электромагнитного излучения
Учитель. Почему в природе и живописи основные цвета это красный, желтый, синий, а в физике основные цвета — Красный, зеленый, синий?
Ученик. Искусство воспроизведения цвета путем сложения в различных пропорциях 3х первичных RGB цветов: красного, синего, зеленого. Этот принцип используется для воспроизведения излучаемого цвета в видео и в компьютерных мониторах. Модель RGB распространена очень широко, но она исключительно зависима от устройства.
Учитель. Сделайте вывод.
Ученик. Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. Мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей?
Ученик. Именно дисперсия объясняет возникновение такого явления, как гало. Это явление можно наблюдать зимой в виде кругов, столбов, крестов вокруг Солнца и Луны. Здесь дисперсия наблюдается в ледяных кристалликах.
Учитель. Сделайте вывод
Ученик. В природе ни один цвет сам по себе не существует, он зависит от игры солнечных лучей. Цвет меняется от времени дня и световоздушной среды.
Пьер-Огюст Ренуар. Альфред Сислей . Вид на Сен-Мамес Клод Моне. Лягушатник
Женщина с зонтиком в саду.
Работаем с кубиком «Блума».
Тема исследовательского проекта:
«Дисперсия и многообразие красок в природе и живописи»
Вопросы и ответы учащихся
«Поиск ускользающей красоты»
Источник
Чем объяснется разнообразие разного цвета в природе ?
Например, у цветов
Если по-умному отвечать — то длиной волны. А если по-моему (а я дурак) — то тем, что когда мы хотим увидеть голубую хризантему — то мы ее видим, а ее в природе не бывает. Однажды я стоял на эскалаторе, и навстречу ехала женщина, у которой был в руках громадный букет ЧЕРНЫХ ТЮЛЬПАНОВ. А было это много-много лет назад, когда человечество еще на научилось раскрашивать цветы по своему желанию (как сейчас). Как говорил дорогой товарищ Уильям наш Шекспир, — «There are more things in heaven and earth, Horatio, Than are dreamt of in your philosophy. «.
Так судя по Вопросу — и Вы также отнюдь не нуждаетесь в Дурпомощи. Чему я очень рад, ибо если бы Вы оказались набитым этим самым. -то тут нынешним вечером и поговорить не с кем было бы. Такие вот странные предзакатные часы, когда Солнышко, раскалив как следует город, — валится на Зюйд-Вест в густом тумане своего света. Посмотрите на часы. Ровно через 40-45 минут выскочит в зените первое ночное светило, оно как раз будет над Вашей головой, чуть ближе к Западу.. Это Юпитер. Большой, толстый, довольный собой. Прямо как филе рыбы пангасиус в магазине. Вторым — появится Марс (ну, его по цвету ни с кем не спутаешь). А к 03:00 по Мск — увидите Сатурн, но уже на Зюйд-Осте. Светленький такой, и немигающий. Так что прогулку по Звёздному Небу — мы можем обеспечить себе сами.
Источник