Урок по Окружающему миру «Разнообразие природы на земле»
Цель урока: содействовать формированию у учащихся представления о разнообразии природы на Земле, о том, что основными причинами разнообразия природы на Земле является количество тепла и влаги и их соотношение.
-актуализировать знания об условиях, необходимых для роста растений;
-сформировать представления о смене картин природы с севера на юг на примере материка Евразия, общие представления о природной зоне на основе знакомства с особенностями их основных времён года, растительным и животным миром;
-обеспечить освоение предметных умений: распознавать различные картины природы, объяснять особенности природы, причинно-следственные связи на основе освоенных знаний;
-способствовать развитию интереса учащихся к изучению природы на основе знакомства с природой новых природных территорий.
Оборудование: физическая карта полушарий, иллюстрации с изображением различных картин природы Земли и соответствующим им растительным и животным миром, карточки с заданиями для микро-групп, ноутбуки для тестирования, мультимедиапрезентация.
Контроль ранее освоенного учебного материала.
Фронтальный опрос. Работа за компьютерами ( дифференцированный подход)
1.Охраняемые территории- это заказники, … (заповедники, национальные парки).
2.В заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность человека, охраняется… ( вся природа)
3.Охраняемая территория находится в верховьях реки Березины – это… (Березинский биосферный заповедник).
4.В национальном парке охрана природы сочетается…( с туризмом)
Введение в тему, целеполагание.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна-
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
-Ребята, я не зря продолжила наш урок этим стихотворением. Почему я решила вам его прочесть?( ответы учащихся)
-Да, наша Земля неповторима хороша и мы должны сохранить её для наших потомков.
Изучение нового материала.
-Прочитаем тему нашего урока на доске. (Разнообразие природы Земли)
-Как вы думаете о чём интересном мы узнаем на уроке?
— На сегодняшнем и на нескольких последующих уроках вы познакомитесь с природой других территорий на Земле. Вы побываете в неповторимых Амазонских лесах, на травянистых равнинах Африки, в жарких и ледяных пустынях. В этом путешествии вы убедитесь, как разнообразна природа Земли, как неповторим каждый ее участок. И, конечно же, захотите узнать: Почему так разнообразна природа Земли? Почему в одних местах растет лес, в других жаркая или ледяная пустыня, а где-то раскинулись травянистые равнины? Вы готовы найти ответы на эти вопросы?
Тогда, в путь на поиски новых знаний.
Физкультминутка для глаз
Работа с учебником( чтение 1,2,3абзаца тремя учащимися вслух)
После чтения выполняются задания: Завершите предложения.
1.Чем больше тепла и влаги, тем богаче…(растительность)
2.Чем меньше тепла и влаги, тем…(беднее растительность)
3.Где достаточно тепла и влаги, произрастают…(леса)
4.Где достаточно тепла, но мало влаги, расположены…(степи или саванны)
5.Пустыни расположены там, где…(очень мало влаги)
6.Чем богаче растительный мир, тем богаче…(животный мир)
-Давайте сделаем вывод: от чего же зависит характер растительности в разных уголках Земли? ( от количества тепла и влаги)
-Заполним таблицы (работа в парах) (поможет учащимся лучше осознать зависимость характера растительности от количества тепла и влаги).
Характер растительности
Количество тепла и влаги
Много тепла и влаги круглый год
Достаточно тепла и влаги, но теплое лето и холодная зима
Суровая зима, прохладное лето (но для хвойных деревьев достаточно тепла и влаги)
Достаточно тепла, но недостаточно влаги
Много тепла, но очень мало влаги
Очень холодно, мало осадков
Путешествие по карте Евразии- знакомство с природными зонами, которые сменяются с севера на юг.
Демонстрация карты природных зон.
-На материке Евразия есть все природные зоны Земли
-Что значит выражение природные зоны? (работа со словарём)
Природные зоны — это природные сообщества, занимающие большую территорию. Простираются с запада на восток достаточно широкой полосой. Названия получают по характеру растительности – тундровая, лесная, степная, пустынная.
Просмотр видеофильма о смене природных зон с севера на юг.
(Каждая из пяти групп выполняет задание и готовит сообщение, с помощью учебного пособия, об одной из пяти природных зон)
Домашнее задание (Прочитать текст на стр.84-88; ответить на вопросы после него.Подготовить рассказ об одной из природных зон)
Игра «Верно ли, что…»
– чем дальше от экватора, тем холоднее;
– территории, которые расположены на экваторе или вблизи него круглый год получают много тепла и влаги;
– жаркие пустыни получают много тепла и много влаги;
– в ледяных пустынях круглый год очень холодно;
– смешанные леса расположены там, где достаточно тепла и влаги для произрастания как лиственных, так и хвойных деревьев.
Итоговая рефлексия, контроль освоенного на уроке.
— Какая главная задача решалась на уроке?
— От чего зависит характер растительности на Земле?
— С какими природными зонами вы познакомились на уроке?
—Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите нужный ответ.
Молодцы! Всем спасибо за урок!
Источник
Разнообразие русской природы
Большая протяженность нашей страны с севера на юг и с запада на восток, климатические и почвенные различия, разнообразие рельефа, непосредственная близость океанов, сформировали разнообразные природные зоны с их удивительным растительным и животным миром.
В разных местах страны в одно и то же время температура воздуха существенно разнится – в Якутии свирепствуют суровые морозы, доходящие до отметки — 50 градусов, а в Сочи где столбик термометра показывает +15 градусов.
По территории России протекают большие и малые реки, несущие свои воды в конечном итоге в океаны – Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий. Их общее количество доходит до 120 тыс., а самой многоводной рекой является Енисей.
Глубочайше озеро мира – Байкал, тоже находится в России.
Значительная часть страны и её природы ещё не подвергалась изменению со стороны человека.
Природа страны меняет свой облик как с севера на юг, так и с запада на восток. Все северные острова и часть полуострова Таймыр занимает арктическая пустыня с продолжительной и морозной зимой. Не успев растаять за коротенькое лето, выпавший снег образует ледники, а растительный и животный мир очень скуден.
К югу становится несколько теплее, и природа меняет свой облик – в тундре лето по-прежнему короткое, но температура может подниматься уже до +10 градусов, однако влияние Северного Ледовитого океана все еще значительно.
Рисунок 1. Тундра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
За небольшой летний период тундра успевает расцвести и приготовиться к новой зиме.
Чтобы из тундры оказаться в таежной зоне, надо сначала пройти узкую переходную полосу — лесотундру. Хвойная тайга занимает очень большую площадь, проходя широкой полосой по всей России от западных её границ до берегов Тихого океана.
Чем южнее, тем теплее и хвойных пород деревьев становится меньше, зато появляются лиственные породы и снова формируется переходная зона – смешанные леса.
Южнее лес становится широколиственным и занимает большую часть Русской равнины и юг Дальнего Востока.
Ещё одна переходная зона – лесостепь, она преображена хозяйственной деятельностью человека, поэтому в природе выражена очень слабо.
За лесостепью следует огромное равнинное пространство с травянистой растительностью, это степь, кормилица населения страны. Вторая полоса степи лежит в долине реки Оби и в Забайкалье.
Осадков в степи немного, климат умеренно-континентальный с длительным безморозным периодом. Правда, здесь часто дуют горячие ветры, переходящие в пыльные бури.
Следующая переходная зона – это полупустыня, южнее которой лежат небольшие по площади засушливые территории. Расположены они в основном в нижнем течении Волги, на побережье Каспийского моря и на границе с соседним Казахстаном.
Здесь резко-континентальный климат с неустойчивым зимним периодом.
Незначительные по площади территории на самом юге страны, а именно на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму, заняты субтропическими лесами.
Разнообразие флоры и фауны России
Для всех природных зон, сформировавшихся на территории России, характерны свои растения и животные. В тундре, например, многолетняя мерзлота не позволяет корням растений углубиться, а питательных веществ в верхнем слое мало.
Растения этой зоны вынуждены приспосабливаться, поэтому все они низкорослые с маленькой листовой пластинкой. Основными представителями этой зоны являются мхи и лишайники, грибы, которые могут быть выше деревьев тундры, травянистые растения, среди которых горец живородящий, полярный мак, большие площади заняты голубикой, морошкой, княженикой.
Мир деревьев представляют карликовая береза, ива полярная, лиственница даурская. Суровый климат тундры позволяет обитать только тем животным, которые способны его переносить, а такими животными являются лисица, песец, северный олень, волк, лемминг, заяц-беляк, снежный баран – это млекопитающие.
Совсем не распространены здесь земноводные и пресмыкающиеся, в летний период много таких насекомых как комары, слепни, мокрецы. Птицы – белая куропатка, полярная сова, зуек.
В таежной зоне, где становится теплее летом, но зима по-прежнему очень холодная, флора не отличается особым разнообразием. Темнохвойные породы тайги – ель, пихта, по берегам водоемов встречаются береза, ольха, рябина, осина.
В светлохвойной тайге растут сосна, кедр, лиственница. Подлесок представлен кустарниками и кустарничками – черника, брусника, жимолость, таволга, шиповник, можжевельник.
В северной тайге растет мох и лишайник, грибы – белые, рыжики, лисички. Травянистые растения представляют иван-чай, пушица.
Выжить в тайге могут только приспособленные животные, медведь, например, зимой впадает в спячку, да ещё имеет теплый мех. Кроме бурого медведя в тайге обитают волк, рысь, лисица, норка, росомаха, соболь, бурундук, белка, заяц-беляк.
Птичье «население» представляют дятел, кедровка, глухарь, рябчик, клест, ястребиная сова, мохноногий сыч.
Есть в тайге пресмыкающиеся и земноводные – живородящая ящерица, обыкновенная гадюка. Насекомые – лиственничная листовертка, жук-листоед, бабочка-хохлатка, сосновый шелкопряд.
Степная зона лишена деревьев, а если они встречаются, то в виде искусственных насаждений вдоль водоемов и дорог.
Растительный мир представлен в основном травами – ковыль, мятлик, тонконог, солянка, овсец, а также кустарниками – прутняк.
Климат степей засушливый, с высокими дневными температурами, поэтому обитатели ведут ночной образ жизни. Млекопитающие имеют небольшие размеры – хомяк, суслик, сурок, сайгак, тушканчик.
Птицы – дрофа, лунь, пустельга, жаворонок, степной орел, а из пресмыкающихся и земноводных обитает зеленая жаба, степная гадюка, прыткая ящерица, веретеница ломкая.
Мир насекомых представлен кузнечиками – зеленым и серым, сверчками, кобылками.
Природные чудеса России
В России находится самое глубокое озеро мира – Байкал, в котловине которого запасов пресной воды столько, что, если она вдруг исчезнет на Земле, то Байкал сможет обеспечить пресной водой всё население планеты на пять лет.
Рисунок 2. Байкал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Между реками Обь и Иртыш, на севере Томской области расположилась самая большая в мире система болот,, площадь которой составляет 53 тыс. кв. км. Болота имеют приличный возраст – 10 тыс. лет. Их особенность состоит в том, что они ежегодно захватывают новые территории.
Есть в России и первобытный лес, признанный ЮНЕСКО всемирным наследием. Находится он на территории Республики Коми и занимает 15% её территории. Природа сохранила в этом районе свою первозданность.
Добычу обнаруженного здесь золота заморозили, потому что такой лес дороже золота.
На Камчатке есть уникальный памятник природы и объект биогеоценоза – это кальдера Узон, с богатым растительным и животным миром. Особую ценность ему придают местные озера. Одно из этих озер наполнено не водой, а слабой серной кислотой, вокруг других выделяется сера, а минералы формируются прямо на глазах.
Однако самым интересным является то, что они обитаемы – в серном озере живут бактерии, которые вырабатывают эту кислоту, в других озерах обитают археи – древнейшая форма жизни.
Ещё одно уникальное по красоте озеро России расположено в Нижегородской области и называется Светлояр. Ученые не могут пока объяснить его происхождение. Теории есть разные – метеоритное, ледниковое, карстовое. Ряд ученых считает, что котловина озера возникла в результате последнего опускания речной террасы около 700 лет назад, в годы нашествия Батыя.
Светлояр считают последним убежищем легендарного Китеж-града.
Источник