Обязанность охраны природы конституция

Обязанность охраны природы конституция

Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

С 01.09.2023 абз. 8 п. 2 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ). См. будущую редакцию.

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Источник

Статья 58 Конституции России

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий к Ст. 58 Конституции Российской Федерации

Комментируемая норма Конституции корреспондирует ее ст. 42 об экологических правах граждан и ч. 2 ст. 36 о свободном владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Читайте также:  Исковое о защите природы

Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение — прямо или опосредованно.

Напрямую соблюдение и защита экологических прав — обязанность государства и его должностных лиц; опосредованно — признание экологических прав своих соседей, других окружающих лиц начинается с выполнения каждым своих собственных экологических обязанностей.

Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав общества, государства и всего человечества на окружающую их природную среду и их взаимных обязанностей.

Обязанность, установленная комментируемой статьей коррелирует праву на благоприятную окружающую среду, которое предусмотрено статьей 42 Конституции РФ.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Юридическим последствием неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности является привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрены главой 8 КоАП РФ. Уголовная ответственность за экологические преступления установлена главой 26 УК РФ.

В ст. 1 Закона об охране окружающей среды под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений.

А также юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Экологические обязанности граждан конкретизируются в названном Законе, согласно ст. 11 которого граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Моральными требованиями являются обязанности своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Читайте также:  Мексика природные богатства страны

Нравственные требования, устоявшиеся в обществе, часто связаны с правовыми требованиями рационального использования и охраны природных ресурсов, с конституционными принципами правового демократического социального государства.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Граждане обеспечивают установленные нормативы качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Экологические (природоресурсные и природоохранные) обязанности граждан классифицируются в Законе об охране окружающей среды по стадиям и по видам хозяйственной деятельности.

При этом выделяются следующие стадии хозяйственной деятельности — размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооружений и других объектов.

Конституционные экологические обязанности подкрепляются всеобщностью и комплексностью экологического образования. Овладение минимумом знаний, необходимых для формирования правовой и экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.

Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на земли, окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.

Лица, не имеющие необходимой подготовки, не должны допускаться к выполнению работы, требующей соответствующих земельно-правовых, экологических знаний (ст. 71-73 Закона об охране окружающей среды).

Предусмотренные в ст. 58 Конституции РФ общие экологические обязанности развиваются и конкретизируются в природоресурсном законодательстве. Первостепенное место принадлежит земельным обязанностям, от которых во многом производны иные экологические обязанности.

Земельные обязанности физических и юридических лиц предусматриваются в ряде природоресурсных и природоохранных законов РФ и субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, регулирующих земельные общественные отношения. Все эти нормы должны соответствовать требованиям ЗК.

Проблемы охраны окружающей среды нашли свое отражение и в Основах лесного законодательства Российской Федерации, предусматривающих обязанности граждан по охране лесов в нескольких статьях (ст. 35, ст. 57- ст. 60, ст. 65).

Читайте также:  Газораспределительная станция сжиженного природного газа

Согласно требованиям Правил пожарной безопасности в лесах РФ, граждане при возникновении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами — сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации.

Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации. Например, при использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно-технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.

Подробно регламентирована охрана животного мира Федеральным законом «О животном мире». Так, в ст. 12 этого Закона к числу принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования животного мира отнесено осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокое обращение с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования (ст. 26). Это означает, в частности, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым оберегая от заболеваний людей, так как некоторые болезни животных передаются людям.

В Законе предусмотрено, что несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Закон (ст. 40) запрещает применение многозахватывающих капканов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В ст. 56 Закона предусмотрено, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания.

В случае, если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.

Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение своих собственных, координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных, экологических задач и функций.

Источник

Оцените статью