Обж 6 класс опасные ситуации в природных условиях

Конспект урока ОБЖ 6 класс. Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях

Тема: Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.

Сформировать представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе.

Образовательная: Формировать у учащихся представления об основных видах экстремальных ситуаций в природе и причинах их возникновения.

Развивающая: Развивать мыслительную деятельность, память, воображение, связную устную речь;

Воспитательная: Научить отличать экстремальные ситуации в природе от чрезвычайных ситуаций, знать, как действовать в таких ситуациях.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Оборудование: наглядные и раздаточные материалы.

На ваших столах лежат карточки с заданиями. Обратите внимание на задание №1 ( приложение 1). Вам необходимо составить слова из предложенных букв.

Скажите, как эти три слова могут быть связаны между собой?

Давайте запишем тему урока .

Объявление целей и темы урока

Давайте запишем тему урока на доске.

Наша тема « Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.»

Наши цели и задачи на сегодняшний урок это ознакомится с основными видами экстремальных ситуаций в природных условиях, причины их возникновения и кик действовать в таких ситуациях.

Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают цели и задачи урока.

Основная часть урока

Зачастую природа преподносит людям суровые испытания — землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лавины, снежные заносы и др.

Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный и другой ущерб (разрушение промышленных сооружений, жилых зданий, населённых пунктов и т. д.). Такие процессы и явления называют стихийными бедствиями — чрезвычайными ситуациями природного характера . Для них, как правило, характерны непредсказуемость и неопределённость времени наступления.

Учитель задает вопрос ученикам и просит привести пример.

Возможны ли и другого рода ситуации, тоже возникающие внезапно, часто неожиданно и имеющие отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды?

Конечно возможно например смена климатогеографических условий; резкое изменение природных условий; заболевания, отравления, укусы и другие повреждения организма, требующие экстренной медицинской помощи; вынужденное автономное существование.

При этом помощь попавшим в такую ситуацию извне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные ситуации называют экстремальными .

Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пищи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются.

Читайте также:  Все природные ресурсы конечны

Такие ситуации могут возникнуть при нахождении человека в природных условиях (в лесу, в горах, в пустыне, на реке, в поле) на значительном удалении от обжитого места.

Для выхода из экстремальных ситуаций необходимо проявить выдержку и самообладание. Это как бы пик напряжения физических и душевных сил.

Рассмотрим подробнее и запишем экстремальные ситуации, возникающие в природных условиях.

Основные виды экстремальных ситуаций в природе

  • Смена климатогеографических условий
  • Резкое изменение природных условий
  • Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи
  • Вынужденное автономное существование

Первое у нас, это смена климатогеографических условий.

Учитель задает вопрос ученикам.

Как смена климатогеографических условий может повлиять на организм человека?

Смена климатогеографических условий. При перемене привычного места проживания, т. е. при смене климатогеографических условий жизни, достаточно часто возникают следующие нарушения: температурного режима (резкого перехода от холода к теплу, и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов; солнечного режима; режима питания и питьевого режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелёте (допустим, на отдых или в командировку), как правило, известно заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.

Учитель задает вопрос ученикам.

Какими могут быть резкие изменения природных условий?

Резкое изменение природных условий . Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, ураган, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдалении от населённых пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению или перегреву организма, переутомлению, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населённого пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, возникает проблема длительного выживания.

Следующее заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи , не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессии которых связаны с пребыванием в природной среде. Это могут быть травмы (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусы животных, тепловые и солнечные удары, переохлаждения, инфекционные заболевания. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия на организм может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.

Читайте также:  Государственный природный заказник могут быть значения

Учитель задает вопрос ученикам.

А у вас были заболевания или повреждения которые требовали экстренной медицинской помощи?

Вынужденное автономное существование — наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и не по его желанию. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации.

Потеря ориентировки на местности особенно часто возникает в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако она может случиться не только с неопытным туристом.

В этом 2019 году в Свердловской области произошла трагедия.

Две молодые девушки — не раз ходили в горы.

Одним из первых в планах 2019 года было покорение вершины горы Сухогорский камень, что находится в городском округе Карпинск, недалеко от поселка Кытлым. Горы в том районе пользуются популярностью, ведь тропы на их вершины истоптаны тысячами туристов со всей Свердловской области.

Для того, чтобы забраться на вершину, не нужно какое-либо специальное оборудование. Да и находятся они относительно недалеко от турбазы.

Девушки были в компании еще шести человек 19 января на своих автомобилях приехали к туристической базе “Серебрянский камень” и разделились на две группы. Трое пошли в горы с палатками, чтобы остаться там с ночевой, а пятеро, в числе которых были девушки пошли в поход с целью дойти до вершины и в этот же день поехать ночевать Карпинск.

К трем часам дня туристы преодолели около десяти километров. К тому времени поднялся ветер и начался снегопад. Подниматься в таких условиях на вершину опасно и бессмысленно, так как из-за ухудшения видимости никакой красоты разглядеть не удастся. Туристы повернули обратно и двинулись в сторону базы той же тропой, по которой поднимались.

В пути им встретился знакомый турист, который вопреки непогоде поднимался наверх. Девушки задержались с ним на небольшой разговор, а остальные продолжили спуск, думая, что те их догонят. Прошло время, но отставших женщин было не видно.

Тогда туристы развернулись и вновь пошли в направлении вершины горы. Около двух часов они искали своих спутниц, но безуспешно. Тогда было принято решение быстрее добраться до базы “Серебрянский камень” и сообщить о случившемся.

Был определен район поисков. Там, где нельзя было проехать на автомобиле, отряды спасателей ездили на снегоходах. Подключить к поискам вертолет не удавалось из-за метели, которая бушевала в горах.

Читайте также:  Каком либо природном сообществе

Поисково-спасательная операция продолжалась без перерывов. К ней подключалось все больше спасателей. Пропавшие девушки тем временем провели в лесу уже две ночи. На утро понедельника, 21 января, распогодилось и спасатели смогли поднять в небо вертолет. Когда он летел из Екатеринбурга в сторону Кытлыма, на пульт диспетчера по вызову экстренных оперативных служб “112” поступил звонок от пропавших.

Это произошло около девяти часов утра. К этому времени за ходом поисково-спасательной операции уже следили местные и региональные СМИ. Новость о том, что пропавшие вышли на связь, казалась счастливым финалом истории, ведь если есть связь, значит, они где-то рядом с населенным пунктом, живые, и за ними уже летит вертолет, готовый их эвакуировать.

Позднее стало известно, что все не так, как казалось на первый взгляд. Женщины действительно вышли на связь со спасателями, но не смогли объяснить, где они. Из ориентиров пропавшие указали лишь то, что находятся в каком-то заброшенном поселке, который находится на склоне горы. Спасатели обследовали все известные заброшенные поселки, которые находятся в зоне поисков, но женщин не нашли.

В ночь с 21 на 22 января одна из пропавших вновь вышла на связь по номеру “112”. Со спасателями связалась Елена Осипова. Она описала местность вокруг себя и сообщила трагический факт — ее подруга умерла.

22 января, в 14.45, спасателям удалось выйти на следы и они нашли оставшуюся в живых . Место, где она была найдена, находится между горами Сухогорский камень и Семичеловечья — это обратная сторона горы, на которую 19 января группа туристов планировала восхождение.

Потеря группы в результате отставания или отрыва от неё, несвоевременного выхода к месту сбора группы.

Учитель задает вопрос.

При каких обстоятельствах еще может возникнуть вынужденное автономное существование?

Авария транспортного средства (самолёта, автомобиля, теплохода и т. д.).

Однако не всякое автономное существование следует считать экстремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в автономном существовании. Но она обеспечена продуктами питания, знает свой маршрут и без приключений идёт по нему. То же относится и к различным исследовательским экспедициям.

Другое дело, что во время похода (экспедиции) могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты питания, при переправе унесёт чей-то рюкзак с нужным снаряжением.

Источник

Оцените статью