Обж все природные явления
Опасное метеорологическое явление — природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
Эти процессы и явления связаны с различными атмосферными процессами, и прежде всего с процессами, происходящими в нижнем слое атмосферы — тропосфере. В тропосфере находится около 9 /10 всей массы воздуха. Под влиянием солнечного тепла, поступающего на земную поверхность, и силы земного притяжения в тропосфере образуются облака, дождь, снег, ветер .
Воздух в тропосфере перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях. Сильно нагретый воздух вблизи экватора расширяется, становится легче и поднимается вверх. Происходит восходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи экватора образуется пояс низкого атмосферного давления. У полюсов из-за низких температур воздух охлаждается, становится более тяжёлым и опускается вниз. Происходит нисходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи полюсов давление высокое.
В верхней тропосфере, наоборот, над экватором, где преобладают восходящие потоки воздуха, давление высокое, а над полюсами — низкое. Воздух всё время движется из области повышенного давления в область пониженного давления. Поэтому поднявшийся над экватором воздух растекается к полюсам. Но вследствие вращения Земли вокруг своей оси движущийся воздух не доходит до полюсов. Охлаждаясь, он становится тяжелее и опускается примерно у 30 е северной и южной широт, образуя в обоих полушариях области высокого давления.
Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами, называются воздушными массами. Свойства воздушных масс зависят от тех территорий, над которыми они сформировались. Перемещаясь, воздушные массы долго сохраняют свои свойства, а встречаясь, взаимодействуют между собой. Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят. Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере движущихся атмосферных вихрей — циклонов и антициклонов.
Циклон — это плоский восходящий вихрь с низким атмосферным давлением в центре. Поперечник циклона может составлять несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с сильными ветрами.
Антициклон — это плоский нисходящий вихрь с высоким атмосферным давлением с максимумом в центре. В области высокого давления воздух не поднимается, а опускается. Воздушная спираль раскручивается в северном полушарии по часовой стрелке. Погода при антициклоне малооблачная, без осадков, ветер слабый.
С движением воздушных масс, с их взаимодействием связано появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий. Это т айфуны и ураганы, бури, снежные бури, смерчи, грозы, засуха, сильные морозы и туманы .
Источник
Природные явления и их классификация
Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Тема урока: Природные явления и их классификация.
Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.
Задачи урока:
I. Образовательные задачи:
- Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
- Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
- Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.
II. Развивающие задачи.
- Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.
III. Воспитательные задачи.
- Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.
Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.
Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.
Всего выделяют 4 оболочки Земли:
- Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
- Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
- Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
- Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.
Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:
Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)
Геологические.
1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.
2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.
Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.
3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.
Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:
- какие горные породы слагают данный склон;
- крутизна склона;
- грунтовые воды и др.
Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).
4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.
Причины обвалов в горах могут быть:
- породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
- деятельность воды;
- геологические процессы (землетрясение) и др.
Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.
5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.
Причинами схода снежной лавины являются:
- землетрясение;
- интенсивное таянье снега;
- длительный снегопад;
- деятельность человека.
Метеорологические.
1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.
2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.
3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.
Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.
Гидрологические.
1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.
- интенсивное таяние снега в весенний период;
- обильное выпадение осадков;
- загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
- деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).
2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.
Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.
3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.
Цунами возникает в результате:
Биологические.
1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.
Лесной пожар может быть: низовой и верховой.
Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.
2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.
3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).
4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).
Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.
Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
- Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
- Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.
Источник