Одушевление природы нашими предками

Разработка внеурочного мероприятия «Обожествление природы нашими предками»»

обучающиеся смогут: давать определение понятиям «славяне», «оберег», «культ», «миф», «тотем»; называть среды природы, которым поклонялись наши предки и требующих охраны; делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.

Список литературы и интернет-источники

http :// luboznaiki . ru / opredelenie / zapovednik . html

http :// odyvanthic 1. narod . ru / konsult 1. html

https :// ok . ru / korablik / topic /65240385811885

Методы: словесный, наглядный, проектирование, частично-поисковый, проблемный, осмысленного чтения, «Мозговой штурм», решение исторических задач

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Природа, славяне, оберег, культ, миф, тотем, анимизм, лад (гармония)

Организационная структура занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Результаты деятельности учащихся

Приветствует, напоминает о необходимости своевременно организовать своё рабочее место.

Готовятся, отвечают на приветствие, настраиваются.

Мотивация познавательной деятельности

Актуализация необходимых знаний

Ответить на вопросы: Что такое человек? Без чего человеку не выжить? Что может привести к гибели человечества?

Предлагает рассмотреть иллюстрации презентации и обратиться к эпиграфу

— Ребята, как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти иллюстрации?

Предлагает назвать качества человека, относящегося к природе по-разному.

— О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

Учитель благодарит за сформулированные высказывания и просит записать тему в тетрадях «Бережное отношение к природе». А для чего здесь иллюстрации жизни наших предков?

Сотрудничают с учителем, отвечают.

Рассматривают иллюстрации и предлагают сформировать две группы иллюстраций.

Например: загрязнённая и чистая природа, опасная и безопасная для животных среда.

Если природа в сохранности — человек поступает нравственно, он ответственный, добрый, внимательный, заботливый, бережливый. Если он поступает плохо, безнравственно — злой, безответственный и др.

Пробуют сформулировать тему урока.

Записывают тему урока в тетрадях.

Высказывают свои предположения: читать тексты, слушать учителя, знакомиться с новыми понятиями, анализировать изученное. Дописывают.

Организация познавательной деятельности

Знакомство с особенностями мировоззрения славян: Прочесть текст части мифа о Матери-Сырой-Земле. Ответить на вопросы. Чем объяснить такое отношение?

Обсуждение вывода. Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе?

Рассказ по презентации. Работа в тетрадях. Выполнение онлайн-теста по сноске https://onlinetestpad.com/ru/test/803138-yazycheskie-bogi-slavyan

Читайте также:  Натуральные объекты живой природы

Запишите, какие силы природы одушевляли и обожествляли наши предки.

Каких главных богов Вы бы выделили? С чем они были связаны? Почему так важны?

Что позволило нашим предкам жить в ладу с природой?

Создание Мирового Древа. Приём «Мозговой штурм». Создание Древа на макете — заготовке. Используя услышанное, попробуйте заселить Древо жизни в соответствии с представления наших предков. Нам предстоит придумать чудесное волшебное дерево, которого нет на самом деле. Вспомните все сказки о волшебных деревьях. Где они растут, что растет на них, какие существа обитают под корнями, у ствола и в кроне. Это и есть духи — тотемы.

Где в реальной жизни мы встречаем отголоски образа Мирового Древа?

В декоративно — прикладном творчестве – вышивка.

Перенесение взглядов на природу на жилище человека (экология дома). Предлагаю взять нашу заготовку и раскрасить избу. Как Вы думаете, что какого цвета должно быть? (синий потолок, белые стены, коричневый пол – модель мира). Почему окна крестообразные?

О чем нам говорят наличники?

Дом должен быть защищен и снаружи. Особо уязвимое место окно. Посмотрите на пример наличника. Для чего наши предки делали его таким? (окно – взгляд в мир – «хляби небесные и земные», плодородие, свет).

Решение исторической задачи: А почему на Руси между рамами окон на зиму клали ветки рябины?

Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила.

Выписывают: огонь, Солнце, земля, ветер, вода, животные, растения. Выполняют тест.

Учащиеся придумывают это дерево.

Обсуждают с учителем получившееся: стоит дерево на острове, под корнями – царство мертвых, там живая и мертвая вода, змеи и лягушки. На кроне – само Солнце, растут на нем семена и плоды всех растений, живут на нем птицы, кот и белка; у ствола травоядные и хищники. Древо – ось, центр мира, дающее начало жизни природы и солнечный престол.

Находят на слайде особенности вышивки как символа

Работают индивидуально, а затем называют свои варианты.

Человек и крест – защита от злых сил.

Варианты ответов: красиво, призывали добрых духов, хотели быть здоровыми и богатыми, природа в предметах быта.

Высказывают предположения (красота, здоровье, «женское дерево», оберег)

Включение нового знания в систему знаний

Посоветуйтесь и предложите, как мы можем участвовать в охране природы, которую так любили и берегли наши предки? Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.

Предлагает «5 правил бережного отношения к природе».

Читайте также:  Особо охраняемые природные комплексы являются

Работают в парах: обсуждают, записывают на отдельные листочки свои предложения, а затем представители каждой группы друг за другом («цепочкой») называют свои предложения и с помощью магнитов прикрепляют на доску.

Итог занятия. Рефлексия

Важно ли бережно относиться к природе? Почему?

Обобщают свои знания, выражают свои мысли

Источник

Павлов А.К. «Одушевление природы нашими предками». (Презентация).

Одушевление природы нашими предками.

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Государственная итоговая аттестация по обществознанию: трудности сдачи «самого легкого» предмета

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одушевление природы нашими предками.

Как наши предки осваивали природуОрудия труда древних славян

Занятия древних славянРыболовствоЗемледелиеСкотоводствоБортничествоТкачествоП.

3 слайд Занятия древних славян
Рыболовство
Земледелие
Скотоводство
Бортничество
Ткачество
Предметы для
рыбалки:
поплавок,
блесна, грузила

Одежда древних славянЖенская рубахаМужская рубаха«Звенящие» украшения

Обереги в одежде

Солярные знаки и знаки плодородия

Верования древних славянСлавянские богиКапище

Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов.

9 слайд Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог — отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического «svargas» — небо; так же в этом слове представлен и корень «var» — горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. «Дид божий» Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам — Сварожичам.

Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) -.

10 слайд Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) — бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова «дождь» (как иногда ошибочно думают), оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ». Часто употребляемая фраза «дай бог» служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском «дай» было «дажь»). Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро. Культ. Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками.

Читайте также:  Titan quest природа прокачка

Ярила - бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был.

11 слайд Ярила — бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия. Ярило — так же и весеннее солнце. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же — Вешний Коровий бог, бог-воин, «побеждающий» Мороза весной и «сшибающий с Зимы рога». Сохранился в христианских святцах как Никола Вешний; у западных славян именовался — Яровит

Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались.

12 слайд Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: «Ой, Ладо!». Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем «Лада» в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Источник

Презентация «Природа в жизни наших предков»
презентация к уроку по окружающему миру на тему

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме «ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ»

Проверочная работа по теме «ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ» .

Время: Природа в жизни наших предков, 4 класс, УМК «Гармония» «Поглазова»

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» по теме «Время: Природа в жизни наших предков».

Кроссворд «Природа в жизни наших предков»

Кроссворд «Природа в жизни наших предков» можно использовать на уроке по окружающему миру или на внеурочном занятии.

№ класс окружающий мир «Образ жизни наших предков»

УМК « Гармония»Окружающий мир 3 классТема: Образ жизни наших предков.Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков. Задачи урока: формировать представление о том, какой была жи.

3 класс окружающий мир «Образ жизни наших предков»

УМК « Гармония»Окружающий мир 3 классТема: Образ жизни наших предков.Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков. Задачи урока: формировать представление о том, какой была жи.

Конспект открытого урока по окружающему миру «Образ жизни наших предков» УМК «Гармония»

Конспект урока «Образ жизни наших предков». Автор учебника: Поглазова О.Т. Учебник: «Окружающий мир. 3 класс&raquo.

Приложение к уроку «Образ жизни наших предков»

Приложение к уроку «Образ жизни наших предков&quot.

Источник

Оцените статью