- Разработка внеурочного мероприятия «Обожествление природы нашими предками»»
- Павлов А.К. «Одушевление природы нашими предками». (Презентация).
- Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО
- Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- Государственная итоговая аттестация по обществознанию: трудности сдачи «самого легкого» предмета
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Презентация «Природа в жизни наших предков» презентация к уроку по окружающему миру на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеурочного мероприятия «Обожествление природы нашими предками»»
обучающиеся смогут: давать определение понятиям «славяне», «оберег», «культ», «миф», «тотем»; называть среды природы, которым поклонялись наши предки и требующих охраны; делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций, обосновывать свой выбор.
Список литературы и интернет-источники
http :// luboznaiki . ru / opredelenie / zapovednik . html
http :// odyvanthic 1. narod . ru / konsult 1. html
https :// ok . ru / korablik / topic /65240385811885
Методы: словесный, наглядный, проектирование, частично-поисковый, проблемный, осмысленного чтения, «Мозговой штурм», решение исторических задач
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Природа, славяне, оберег, культ, миф, тотем, анимизм, лад (гармония)
Организационная структура занятия
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Результаты деятельности учащихся
Приветствует, напоминает о необходимости своевременно организовать своё рабочее место.
Готовятся, отвечают на приветствие, настраиваются.
Мотивация познавательной деятельности
Актуализация необходимых знаний
Ответить на вопросы: Что такое человек? Без чего человеку не выжить? Что может привести к гибели человечества?
Предлагает рассмотреть иллюстрации презентации и обратиться к эпиграфу
— Ребята, как вы думаете, по какому признаку можно разделить эти иллюстрации?
Предлагает назвать качества человека, относящегося к природе по-разному.
— О чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему.
Учитель благодарит за сформулированные высказывания и просит записать тему в тетрадях «Бережное отношение к природе». А для чего здесь иллюстрации жизни наших предков?
Сотрудничают с учителем, отвечают.
Рассматривают иллюстрации и предлагают сформировать две группы иллюстраций.
Например: загрязнённая и чистая природа, опасная и безопасная для животных среда.
Если природа в сохранности — человек поступает нравственно, он ответственный, добрый, внимательный, заботливый, бережливый. Если он поступает плохо, безнравственно — злой, безответственный и др.
Пробуют сформулировать тему урока.
Записывают тему урока в тетрадях.
Высказывают свои предположения: читать тексты, слушать учителя, знакомиться с новыми понятиями, анализировать изученное. Дописывают.
Организация познавательной деятельности
Знакомство с особенностями мировоззрения славян: Прочесть текст части мифа о Матери-Сырой-Земле. Ответить на вопросы. Чем объяснить такое отношение?
Обсуждение вывода. Ребята, какой вывод можно сделать? Как древние люди относились к природе?
Рассказ по презентации. Работа в тетрадях. Выполнение онлайн-теста по сноске https://onlinetestpad.com/ru/test/803138-yazycheskie-bogi-slavyan
Запишите, какие силы природы одушевляли и обожествляли наши предки.
Каких главных богов Вы бы выделили? С чем они были связаны? Почему так важны?
Что позволило нашим предкам жить в ладу с природой?
Создание Мирового Древа. Приём «Мозговой штурм». Создание Древа на макете — заготовке. Используя услышанное, попробуйте заселить Древо жизни в соответствии с представления наших предков. Нам предстоит придумать чудесное волшебное дерево, которого нет на самом деле. Вспомните все сказки о волшебных деревьях. Где они растут, что растет на них, какие существа обитают под корнями, у ствола и в кроне. Это и есть духи — тотемы.
Где в реальной жизни мы встречаем отголоски образа Мирового Древа?
В декоративно — прикладном творчестве – вышивка.
Перенесение взглядов на природу на жилище человека (экология дома). Предлагаю взять нашу заготовку и раскрасить избу. Как Вы думаете, что какого цвета должно быть? (синий потолок, белые стены, коричневый пол – модель мира). Почему окна крестообразные?
О чем нам говорят наличники?
Дом должен быть защищен и снаружи. Особо уязвимое место окно. Посмотрите на пример наличника. Для чего наши предки делали его таким? (окно – взгляд в мир – «хляби небесные и земные», плодородие, свет).
Решение исторической задачи: А почему на Руси между рамами окон на зиму клали ветки рябины?
Люди уважали природу, заботились о ней, берегли, боялись её. Ведь без природы человек не прожил бы, она его кормила.
Выписывают: огонь, Солнце, земля, ветер, вода, животные, растения. Выполняют тест.
Учащиеся придумывают это дерево.
Обсуждают с учителем получившееся: стоит дерево на острове, под корнями – царство мертвых, там живая и мертвая вода, змеи и лягушки. На кроне – само Солнце, растут на нем семена и плоды всех растений, живут на нем птицы, кот и белка; у ствола травоядные и хищники. Древо – ось, центр мира, дающее начало жизни природы и солнечный престол.
Находят на слайде особенности вышивки как символа
Работают индивидуально, а затем называют свои варианты.
Человек и крест – защита от злых сил.
Варианты ответов: красиво, призывали добрых духов, хотели быть здоровыми и богатыми, природа в предметах быта.
Высказывают предположения (красота, здоровье, «женское дерево», оберег)
Включение нового знания в систему знаний
Посоветуйтесь и предложите, как мы можем участвовать в охране природы, которую так любили и берегли наши предки? Молодцы! Вы назвали много важных правил. Я дополню ваш список.
Предлагает «5 правил бережного отношения к природе».
Работают в парах: обсуждают, записывают на отдельные листочки свои предложения, а затем представители каждой группы друг за другом («цепочкой») называют свои предложения и с помощью магнитов прикрепляют на доску.
Итог занятия. Рефлексия
Важно ли бережно относиться к природе? Почему?
Обобщают свои знания, выражают свои мысли
Источник
Павлов А.К. «Одушевление природы нашими предками». (Презентация).
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.757 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Государственная итоговая аттестация по обществознанию: трудности сдачи «самого легкого» предмета
Описание презентации по отдельным слайдам:
3 слайд Занятия древних славян
Рыболовство
Земледелие
Скотоводство
Бортничество
Ткачество
Предметы для
рыбалки:
поплавок,
блесна, грузила
9 слайд Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог — отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического «svargas» — небо; так же в этом слове представлен и корень «var» — горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. «Дид божий» Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам — Сварожичам.
10 слайд Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) — бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова «дождь» (как иногда ошибочно думают), оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ». Часто употребляемая фраза «дай бог» служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском «дай» было «дажь»). Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро. Культ. Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками.
11 слайд Ярила — бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия. Ярило — так же и весеннее солнце. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же — Вешний Коровий бог, бог-воин, «побеждающий» Мороза весной и «сшибающий с Зимы рога». Сохранился в христианских святцах как Никола Вешний; у западных славян именовался — Яровит
12 слайд Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: «Ой, Ладо!». Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем «Лада» в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Источник
Презентация «Природа в жизни наших предков»
презентация к уроку по окружающему миру на тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ»
Проверочная работа по теме «ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ» .
Время: Природа в жизни наших предков, 4 класс, УМК «Гармония» «Поглазова»
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» по теме «Время: Природа в жизни наших предков».
Кроссворд «Природа в жизни наших предков»
Кроссворд «Природа в жизни наших предков» можно использовать на уроке по окружающему миру или на внеурочном занятии.
№ класс окружающий мир «Образ жизни наших предков»
УМК « Гармония»Окружающий мир 3 классТема: Образ жизни наших предков.Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков. Задачи урока: формировать представление о том, какой была жи.
3 класс окружающий мир «Образ жизни наших предков»
УМК « Гармония»Окружающий мир 3 классТема: Образ жизни наших предков.Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков. Задачи урока: формировать представление о том, какой была жи.
Конспект открытого урока по окружающему миру «Образ жизни наших предков» УМК «Гармония»
Конспект урока «Образ жизни наших предков». Автор учебника: Поглазова О.Т. Учебник: «Окружающий мир. 3 класс».
Приложение к уроку «Образ жизни наших предков»
Приложение к уроку «Образ жизни наших предков".
Источник