Оформление календаря природы во 2 младшей группе

Консультация для воспитателей «Календари природы в разных возрастных группах»
презентация на тему

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений. Большую помощь в этом оказывает моделирующая деятельность.

Модель представляет собой предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели называется – моделирующая деятельность.

Главной характеристикой модели является то, что отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые разные модели. Календари природы представляют собой графическую модель и отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Значение календарей природы для дошкольников очень велико:

  • расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности;
  • устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними;
  • развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес;
  • развивается умение абстрагировать и наглядно демонстрировать закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера.
  • развивается художественное восприятие действительности.
  • приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.
  • способствуют воспитанию любви и бережного отношения к родной природе, развитию чувства гордости за свой край.
  • обогащается словарный запас.

Светлана Николаевна Николаева выделяет три типа календарей природы :

  • Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе.
  • Календарь наблюдений за птицами.
  • Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

С детьми раннего возраста наблюдают в основном за сезонными изменениями. Поэтому в уголок природы достаточно поместить куклу, одетую по сезону (с прикладом необходимых вещей). А также поместить картинку, отображающую характерное время года. Картинка должна носить сюжетный характер (деятельность детей, взрослых, животных) и отображать характерные явления времени года.

С детьми раннего возраста также организуется наблюдение за птицами, прилетающими на участок или кормушку.

В младшем дошкольном возрасте (вторая младшая и средняя группы) начинаем использовать календари трех типов.

Рассмотрим подробно как вести работу с календарями:

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира). Наблюдение проводится в течение одной недели в месяц .

В младшей и средней группе такой календарь должен быть представлен набором картинок с изображением отдельных явлений неживой природы, и одного дерева, растущего на участке, в разные его сезонных вариациях.

Младшие дошкольники сами моделей не создают, а используют заранее приготовленные воспитателем картинки, фиксируя ими те явления, которые наблюдали. Оптимальный вариант — 6 картинок на сезон (по 2 картинки на начало сезона, 2 — на середину, 2 – на конец).

Картинок с изображением деревьев должно быть две (дерево – в тихую погоду, стоит прямо и дерево в – ветреную погоду, наклоняется).

Читайте также:  Е н водовозова природа

Подготовкой к графическому моделированию является игровой прием – одевание куклы на прогулку. Поэтому должна быть картонная кукла с набором необходимой по сезону одежды (можно прикрепить её на фланелеграфе). Вернувшись с прогулки, дети находят соответствующие картинки погодных явлений и выставляют их или на подставку или в кармашки, и, вместе с воспитателем одевают куклу «по погоде» для улицы, так как были одеты сами дети. Смысл этих действий в том, чтобы через игровой прием научить детей обозначать температурные явления (тепло-холодно).

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте идет подготовка к графическому моделированию.

В старшем дошкольном возрасте наблюдение также проводится в течение одной недели в месяц (оптимально вторая или третья неделя месяца, когда ярко характерные изменения в природе).

В старшей группе страница календаря немного проще, чем в подготовительной к школе группе.

подготовительная к школе группа

(дни недели окрашены в разные цвета)

(можно графически обозначать: ПН,ВТ, СР,ЧТ,ПТ,СБ,ВС )

графа «неживая природа (погода)»

пиктограммы погодных явлений:

облако, солнце, дождь, снег и т.д.

пиктограммы погодных явлений:

облако, солнце, дождь, снег и т.д.

пиктограмма дерева (по сезону): ветер, без ветра, какой покров земли

пиктограмма дерева (по сезону): ветер, без ветра, какой покров земли

пиктограмма тепла и холода: человечек

(жарко – красным, тепло – желтым, прохладно — зеленым, холодно, мороз — синим)

пиктограмма тепла и холода: человечек

(жарко – красным, тепло – желтым, прохладно — зеленым, холодно, мороз — синим)

графа «живая природа (большая неразделенная часть страницы»

(1 -дерево, куст, покров земли)

(1-2 дерева, куст, покров земли и животные)

Такая заполненная страница календаря, представляет собой графическую модель состояния погоды определенного периода времени года, в которой сочетается реалистическое изображение природы, с символическим обозначением отдельных явлений.

Предварительно детей необходимо познакомить с календарем, рассказав, что заполнять календарь будем после прогулки. В графе «Время » выделены дни недели (старшая группа) и вводится обозначение определенным цветом (понедельник – фиолетовым, вторник – синий, среда – голубой, четверг – зеленый, пятница – желтый, суббота – оранжевый, воскресенье — красный), тепло – холод обозначаются человечком, раскрашенным так: жара – красным, тепло – желтым, прохладно – зеленым, холодно, мороз – синим, животных и птиц можно изображать рисунком или значками ( например, птица – галочка и т.д.).

В графе «Погода» ежедневно после прогулки вместе с воспитателем заполняют или закрашивают готовые трафареты определенным цветом: ясно-пасмурно, тепло-холодно, ветер — без ветра и т.д.

В графе « Живая природа» где-то в середине недели ребята зарисовывают, как выглядит покров земли, дерево, куст, дополняют пейзаж птицами, животными. Важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы (много листьев на дереве или мало, есть ли листья на земле, где больше на земле или на дереве и т.д.).

Чтобы данная деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам хорошо использовать специальный прием: рисунок по трафарету карандашами.

Читайте также:  Ищу девушку любящую природу

Одна неделя наблюдения за погодой с фиксацией результатов представляет собой «срез» — состояние природы в определенный период сезона. В результате отражается последовательность трех периодов сезона (начало, середина, конец). Прослеживается динамика изменений природы и зависимость состояния живой природы от погодно-климатических факторов.

Таким образом, за год заполняется 12 страниц календаря, представляющих собой экологическую модель сезонных изменений в природе. Данное пособие можно использовать в разные моменты образовательной работы с детьми.

Оформление календаря наблюдений за птицами различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Для всех возрастных групп главным содержанием является состав птиц.

Работа по зимней подкормке птиц начинается в конце октября и заканчивается в конце марта. С этой целью на территории детского сада на значительном расстоянии развешиваются кормушки. Воспитатели приучают детей собирать хлебные крошки, остатки сухих каш, семена в закрытые баночки и подкармливать этим «лакомством» птиц.

В младшем дошкольном возрасте календарь наблюдения за птицами заполняется один раз в две недели. В разгар зимней подкормки дети знакомятся с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего вида и поведения.

Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с рисунками зимующих птиц. Данный календарь может представлять собой кормушку с прорезями и карточками птиц. Данная модель не оставляет «графических следов» и может заполняться каждый день.

Для старших дошкольников одну-две недели фиксируются наблюдения за птицами в специальном календаре. В календаре вводится параметр времени (дни недели), фиксируются особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, кто летает над участком и т.д.).

В подготовительной группе в календаре фиксируют погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления. Делается трехкратное внесение календаря (в начале подкормки — конец октября, в её разгаре – январь, и в конце – март).

Ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются «цветные галочки» (символическое изображение птиц).

В дошкольном учреждение чаще всего используем наблюдения за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков.

Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) произрастающее растение. Рисунки делаются с помощью двух картонных трафаретов (банки и растения). Дети их обводят, прорисовывают корни, зелень и т.д. (например, наблюдения за луком).

Иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры в открытом грунте (например, редис). На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время (неделя), условия (погода, трудовые операции человека). В таком календаре будут представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Таким образом, все виды календарей являются не только графическими моделями, но и могут быть хорошими демонстрационными пособиями, используемыми в разнообразной образовательной работе с детьми.

Читайте также:  Всероссийское общество охраны природы центральный совет

С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»

Источник

Календарь природы для второй младшей группы (своими руками) (4 фото)

С раннего возраста важно формировать у детей представления о природе и ее явлениях. Поэтому календарь природы является необходимым предметом для каждой группы. Для детей своей второй младшей группы, я оформила уголок природы. В котором разместила сделанный своими руками календарь природы.

Публикация «Календарь природы для второй младшей группы (своими руками)» размещена в разделах

Под основу стенда использовала картон, который оформила в виде окна. Картинки распечатала из интернета, выбрав понравившиеся: смена времен года, частей суток, различные атмосферные явления и осадки, дни недели. Чтобы картинки были объемные наклеила их на плотный картон и ламинировала скотчем. В центр каждого круга разместила крутящиеся стрелки.

Использовала материал для изготовления календаря природы :

— картон (обычная большая коробка) основа стенда

— картон цветной (для стрелок)

— перламутровая гуашь (раскрасила буквы)

— гофрированная бумага (белая и голубая, обклеила основу

— распечатанные картинки и буквы

Календарь природы для второй младшей группы (своими руками)

Фото №1 С раннего возраста важно формировать у детей представления о природе и ее явлениях Фото №2 Календарь погоды и природы календарь природы является необходимым предметом для каждой группы Фото №3 Для детей своей второй младшей группы я оформила уголок природы

Теперь мы каждый день наблюдаем по утрам за явлениями природы.

Адвент-календарь своими руками.

Адвент-календарь своими руками. Адвент- календарь своими руками. Зима на носу, и многие уже начали готовиться к встрече Нового года, вовлекая в праздничные хлопоты детей.

Календарь погоды своими руками для младшей группы

Календарь погоды своими руками для младшей группы Календарь погоды Воспитатель: Люкина Ирина Николаевна Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков.

Календарь природы для первой младшей группы

Календарь природы для первой младшей группы Календарь природы своими руками в первой младшей группе. Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию свою вариацию календаря природы для.

Календарь природы своими руками

Календарь природы своими руками Всем нам известно, что в каждой группе должен быть календарь природы. Сейчас много интересных календарей можно купить в магазинах, но.

Календарь природы своими руками

Календарь природы своими руками Календарь природы является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным, и.

Календарь природы своими руками для средней группы

Календарь природы своими руками для средней группы Ценным пособием для знакомства с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу,.

Календарь природы в младшей группе Календарь природы в младшей группе и группе раннего возраста. Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует.

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы «Развивающие игрушки своими руками» 1. Подготовка мастер – класса — развивающие игрушки.

Уголок живой природы «Своими руками»

Уголок живой природы «Своими руками» Старшая логопедическая группа№3 МБДОУ «Золотой ключик»с. Мирное» предлагает Вам посетить наш уголок природы. Мы знаем, что человек живёт.

Вязаная кормушка своими руками в уголок природы

Вязаная кормушка своими руками в уголок природы Вязаная кормушка своими руками в уголок природы Здравствуйте уважаемые друзья, коллеги, и просто гости моей странички! В нашем детском.

Источник

Оцените статью