- Жар-птица – как поймать удачу за хвост?
- Где живёт и чем питается Жар-птица?
- Перо – воплощение света
- Как добыть чудо-птицу?
- Жар-птица – символ огня и власти
- Конспект + презентация к уроку ИЗО во 2 классе «Огонь в ночи (Перо Жар-птицы)»
- Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО
- Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
- Воспитание личной физической культуры у младших школьников
- Описание презентации по отдельным слайдам:
Жар-птица – как поймать удачу за хвост?
Наверное, не отыскать человека, который хотя бы однажды не слышал о чудесной огненной птице, сверкающей своим оперением и чарующей волшебным светом – Жар-птице. Это мифическое создание словно возвращает нас в детские сказки, где происходят чудеса, и даже самые невероятные вещи кажутся вполне обычными.
Жар-птица действительно стала неким символом русского фольклора, воплощением яркости и красоты нашей культуры. Множество легенд и мифов рассказывают об этом прекрасном, но своенравном существе. Её оперение напоминает пламя и даже способно обжечь, о чём ясно говорит «имя» птицы: жар – значит, огонь. Что же мы знаем о таинственной Жар-птице? Почему герои преданий мечтали заполучить её перо? И как поймать саму пернатую красавицу?
Где живёт и чем питается Жар-птица?
В старинных преданиях Жар-птица описывается как волшебное пернатое создание, имеющее сверкающие перья. Она излучает свет, который даже в ночное время сияет, словно тысячи огней.
Если верить мифам, Жар-птица обитает в чудесном краю Ирие, где живёт в золотой клетке. По ночам дверца её обители открывается, и птица обретает свободу. Она отправляется на землю, где поражает людей, видевших её, своим светом и огненным сиянием.
Жар-птица любит полакомиться всевозможными угощениями, что оставляют ей люди, но любимое её лакомство – молодильные яблоки. Именно благодаря им эта птица приобрела бессмертие и вечную красоту. Пение огненной птицы напоминает самую прекрасную мелодию из всех, которые способен услышать человек. Рассказывали, что когда Жар-птица начинает петь, из её клюва сыплется жемчуг.
Перо – воплощение света
За перьями Жар-птицы неспроста велась охота. Чаще всего на их поиски отправлялись осенью. Согласно легендам, именно в эту пору старые Жар-птицы умирают, после чего весной возрождаются и начинают новый жизненный цикл (согласитесь, очень похоже на предания о птице Феникс). Выпавшее перо Жар-птицы счастливцы приносили в свои жилища. Такая находка могла заменить самое роскошное освещение. В сказках говорится:
“Так чудно и светло, что ежели принесть его (перо) в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч”.
Перо Жар-птицы одаривало не только светом, но и удачей того, кто нашёл его. Необычность этой птицы, её яркая золотая окраска связаны с местом обитания. Легенды рассказывают, что пернатая красавица живёт в Тридесятом царстве, где всё вокруг окрашено в золото. Жар-птица – гостья из этого чудесного волшебного мира, а потому и сама несёт в себе частицу волшебства.
Как добыть чудо-птицу?
Фольклористы считают, что образ Жар-птицы сформировался на основе представлений о мифической «птице-огневике», предания о которой были популярны у словаков. Как я уже отметила, заветной находкой были перья чудесной птицы, но ещё более ценной считалась сама их обладательница. Как же поймать Жар-птицу? Ответ на этот вопрос нам снова дают народные сказки.
Поймать Жар-птицу мог лишь чистый душой, добрый человек с открытым сердцем. Его отзывчивость и искренность огненная птица ощущала, а потому сама могла пойти в руки к такому “охотнику”.
Однако было немало людей, желавших завладеть прекрасным созданием для обогащения и совсем нечестных целей. Они могли лишь мечтать о Жар-птице. Исследователи считают, что в данном плане Жар-птица выступает неким олицетворением света и очищения которые доступны лишь людям честным и добрым.
Выследить чудесную птицу можно было в яблоневых садах. Особенно привлекали её те места, где произрастали золотые молодильные яблочки. Поймать пернатое существо голыми руками не выйдет – она обжигает, словно пламя, когда человек касается оперения.
Но стоит задуматься: принесёт ли счастье человеку птица-пленница? Вряд ли. Как я уже отметила, Жар-птица – крайне свободолюбивое создание, и она сама выбирает, с кем оставаться, с кем – нет. Но если красавица по собственной воле отправлялась за человеком, его называли истинным счастливцем и баловнем судьбы.
Жар-птица – символ огня и власти
Благодаря фольклору и литературным произведениям, основанным на народных сказаниях (например, сказкам Пушкина) Жар-птица стала символом богатства и процветания, сияющей власти и могущества. Она могла быть наградой герою за выполненное сложное дело. Если же встреча с Жар-птицей была случайной, это всегда сулило новые приключения, порой крайне опасные.
Порой одно только существование огненной птицы становилось источником всевозможных перипетий, затей и подвигов. Она была особенным вдохновляющим элементом для героя. В то же время добыча чудесной птицы ассоциировалась с доблестью и мужеством, ведь сделать это было крайне непросто. В сказках поимка этого существа часто является самым сложным из заданий.
На гербах многих русских городов в старину или даже сегодня присутствовало изображение Жар-птицы. Она, как и матрёшка, стала особенным символом культуры России. Популярностью пользуется посуда, украшенная узорами и изображениями Жар-птицы. И хотя образ её, как я уже заметила, в некотором роде перекликается с Фениксом, известным в разных культурах, Жар-птица отождествляется именно с русскими традициями.
Жар-птица – мифическая пернатая красавица из русских преданий и сказок. Это волшебное существо одним своим появлением заставляло поверить в чудо. Она – свет и красота, бессмертие и огонь, солнце и чистота, а также просветление, обрести которое могут лишь немногие, ведь Жар-птица любит людей храбрых и добрых, истинных героев.
На обложке: Жар-птица / © Olga Dannik / artstation.com
Источник
Конспект + презентация к уроку ИЗО во 2 классе «Огонь в ночи (Перо Жар-птицы)»
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.759 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.759 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.759 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Воспитание личной физической культуры у младших школьников
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Урок ИЗО
2 класс
«Школа России»
«Как говорит искусство» .
«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»).
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ Красноармейский УВК
Переверта Е.В.
Выбранный для просмотра документ Урок № 26.docx
Урок № 26 Дата проведения: _______________ г.
Тема: «Как говорит искусство» (9 ч). «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.
Вид занятия: живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению).
Цели и задачи: образовательные: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные» цвета, «борьба» цветов; знакомство с цветовым кругом; закрепление умения пользоваться мазком, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности;
развивающие :- развитие памяти, наблюдательности, интереса и речи, развитие эстетического отношения к действительности.
воспитательные: любовь к сказкам.
Личностные : личностное переживание, нравственно-эстетическое оценивание. Ценить и
принимать следующие базовые ценности: «добро», уважение к своему народу.
Регулятивные : определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; оценка,
планирование учебного сотрудничества; самостоятельно организовывать свое рабочее
место в соответствии с целью выполнения заданий; определять правильность
выполненного задания на основе различных образцов.
Познавательные : анализ; выбор наиболее эффективных способов решения задач;
моделирование и преобразование объекта; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности; использование знаково-символических средств; выполнение действий по
Коммуникативные : участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки; выражение своих мыслей; формулирование и
аргументация своего мнения.
Оборудование урока: гуашь, кисточки, альбом, «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»;
мультимедийный комплекс, презентация.
Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная.
2. Постановка проблемы.
(доска закрыта, а на обратной стороне доски написано «Огонь в ночи»)
— Ребята, прочитайте тему нашего урока.
— А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что это может быть – огонь в ночи? (если дети не могут ответить, учитель дает подсказку).
— Давайте закроем глаза и представим, подумаем про что – нибудь сказочное, волшебное, необычное. Что же это может быть? Огонь в ночи… (перо жар птицы, жар птица)
— Молодцы, правильно, тема нашего урока «Перо Жар птицы».
— Кто скажет цель нашего урока? (научиться рисовать перо Жар птицы, сказочное перо)
3. Вступительная беседа.
— Послушайте, ребята, я сейчас вам прочитаю отрывок из сказки, а вы подумайте, и скажите, из какой сказки этот отрывок и кто её написал?
Горбунок бежит быстрее
Вот уж он перед огнём
Светит поле словно днём
Чудный свет кругом струится
Но не греет, не дымится
«Что, — сказал он, — за шайтан?
Шапок пять найдётся свету,
«Вот уж есть, чему дивится
Тут лежит перо жар птицы».
— Сегодня к нам на урок прилетела Жар птица.
— Как называется эта сказка и кто её автор? (Петр Павлович Ершов «Конек – горбунок»)
— Чему удивился Иван? (Что перо светится, а жара и дыма нет). Посмотрите на иллюстрацию – тот момент, когда Иван увидел перо.
— Почему он удивился? Что же здесь удивительного? (раньше люди топили печки, жгли лучины, электричества не было и это было удивительно, что свет есть, а тепла от него нет, и дыма тоже).
— А какой современный прибор мы можем сравнить с пером Жар птицы? (Лампочку)
— Докажите. ( Светит, не греет и нет дыма).
— Ребята, а как вы думаете, люди сначала нарисовали Жар птицу, а потом так её назвали, или сначала назвали, а потом нарисовали? (сначала нарисовали)
— А почему они назвали эту птицу Жар? (преобладает жёлтый цвет, цвет солнца, огня).
— Послушайте, как описывает автор появление жар птицы во дворце.
Вот Иван мешок на стол
Свет такой вдруг разлился
Что весь двор рукой закрылся
Царь кричит на весь базар
Эй, решеточных сзывайте,
— «Это, слышь ты, не пожар
Это свет от птицы Жар
Молвил ловчий, сам со смеху
— Почему царь так испугался? (он никогда не видел жар птицу, а свет от неё был такой яркий, что он подумал, что это пожар)
— Посмотрите, на иллюстрации, и скажите, чем они отличаются друг от друга? (одни нарисованы красками, а другие карандашом, графически)
— Каждый художник по – разному видит изображение Жар птицы, так как это сказочная птица и одинаковых иллюстраций нет.
— Эти иллюстрации нарисовали художники иллюстраторы? А кто мне скажет кто это такие? (они рисуют иллюстрации к сказкам, повестям, рассказам).
— Сегодня мы будем рисовать перо Жар птицы. Давайте посмотрим на перо, которое изображено на доске.
— Можно ли сказать, что оно светится?
— Как это показано на рисунке? (ученик показывает)
— А кто мне может сказать, как это называется? (Свечение)
— Посмотрите на перо. Кто покажет, где находится само перо, сам контур пера? (ученик показывает)
— Кто ещё раз покажет свечение?
— Скажите, когда мы лучше увидим всю прелесть горящего пера Жар птицы: днём или ночью? (учитель прикладывает перо сначала на белый фон, а потом на черный)
— Доказали, что чёрный фон лучше нам подойдет для рисунка?
— Фон выбрали, что еще осталось сделать? (подумать какое перо нарисовать)
— Я предлагаю вам сейчас зарыть глазки представить то перо, которое возникнет в вашей фантазии, какое вы будете рисовать.
— Какие нам лучше выбрать цвета для изображения пера? (желтый, оранжевый, красный). Да, теплые тона.
— Придумали? По каким критериям будем оценивать себя? (завершенность работы, присутствие свечения, волшебства).
— Прикупайте к работе – используйте как можно больше ярких цветов.
— Почему ты нарисовал именно такое перо?
— Кому понравилось сегодня на уроке?
— Кому понравилось рисовать перо Жар птицы?
Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо.
Источник