64.Правовой режим памятников природы.
1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
2. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
5. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.
Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Источник
53) Понятие и правовой режим памятников природы
Памятники природы как уникальные природные объекты и комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.
Согласно Положению о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденному 25 января 1993 г. Минприроды, цель объявления природного объекта памятником природы состоит в необходимости его сохранения в
Признаки, по которым отбираются прир. объекты в категорию памятников природы:
уникальность, социальная ценность (научная, историческая, экологическая, эстетическая и т. п.), нуждаемость в особой охране государства.
В Положении дан примерный перечень природных объектов, которые при определенных обстоятельствах могут быть признаны памятниками природы. В их числе: эталонные участки нетронутой природы, места произрастания или обитания ценных, реликтовых, редких и исчезающих видов растений и животных, уникальные формы рельефа, геологические обнажения, отдельные объекты живой и неживой природы — вулканы, валуны, водопады, ледники, пещеры, гроты, деревья-долгожители, растения причудливых форм и т. д.
Положение о памятниках природы предусматривает несколько этапов объявления природных объектов памятниками природы: выявление, связанное с изучением уникальности и социальной значимости объекта, необходимости его сохранения; объявление природного объекта памятником природы, что означает распространение на него государственных мер особой охраны, предусмотренных законом; оформление документов, в силу которых природный объект охраняется как памятник природы, — паспорта и охранного обязательства.
Памятники природы подразделяются по своему значению на федеральные, республиканские (краевые, областные) и местные. Решения об объявлении природного объекта памятником природы принимаются ИОВ. Во всех случаях принятию решения предшествует экспертное заключение Минприроды России.
Принятие решения о памятнике природы является основанием для оформления объекта памятника природы и сдачи его под охрану землепользователю, на территории которого он находится.
В паспорт заносятся данные о памятнике природы.
Охранное обязательство возлагает обязанности по охране памятника и поддержанию его в естественном состоянии на ту организацию, на территории которой находится памятник.
54) Понятие и правовой режим лечебных природных ресурсов, курортов и зеленых зон
Под лечебно -оздоровительными учреждениями понимаются санатории, пансионаты, дома отдыха и т. п. В отличие от них лечебно-оздоровительными зонами признаются территории, располагающие природными лечебными свойствами, благоприятные для улучшения состояния здоровья людей. Такие зоны, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний, признаются особо охраняемыми территориями.
Лечебно-оздоровительные зоны образуются при решении вопросов организации лечебно-оздоровительных учреждений. По курортам и другим лечебно-оздоровительным учреждениям федерального значения решение принимается Правительством РФ по представлению Минздрава и Минприроды; по курортам и другим лечебно-оздоровительным учреждениям республиканского, краевого, областного значения — исполнительными органами соответствующего субъекта Федерации.
Существует Положением о курортах, которое утверждается Правительством Федерации.
В зоне курорта учреждаются округа санитарной охраны. Такие округа обычно имеют три зоны. Первая — зона строгого режима. Она охватывает местности, где есть природный источник: в ней запрещается проживание граждан, проведение строительных, иных работ, оказывающих вредное влияние на естественную среду.
Вторая — зона ограничений. Она включает территорию, примыкающую к природным источникам, занятую парками, лесопарками, другими природными объектами.
Третья зона называется зоной наблюдения. Она распространяется на все пространство, которое влияет на формирование природных качеств лечебного источника.
Помимо округов санитарной охраны с их защитными зонами, лечебно-оздоровительные зоны должны иметь охранные округа.
Рекреационными зонами считается часть пространства естественной среды, предназначенного для организованного массового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить сообразно цели своего назначения социально-культурные и природные объекты, занимающие участки городской территории, пригородных, зеленых, лесопарковых зон, национальных природных парков, ботанических, дендрологических, зоологических садов, ландшафтные, рекреационные заказники, туристские маршруты, дома и базы отдыха.
Рекреационная зона — понятие комплексное (состоит из частей, входящих в состав природных, природно-культурных территорий и объектов, используемых в целях отдыха и туризма). Экологические требования реализуются через эколого-правовые нормы, регулирующие охрану соответствующих особо охраняемых природных территорий и объектов.
Источник
60. Правовой режим памятников природы
Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, объекты естественного и искусственного происхождения признаются памятниками природы.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения, могут принадлежать субъектам РФ.
Природные объекты и комплексы объявляются Правительством РФ (по представлению органов государственной власти субъектов Федерации) памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации.
Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
На территориях, на которых находятся памятники природы, ц в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны.
Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.
61. Правовое положение дендрологических парков и ботанических садов
Дендрологические парки и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
Территории дендрологических парков и ботанических садов передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти парки и сады.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения. Они образуются на основании решений соответствующих органов РФ или соответствующих органов субъектов РФ.
Не подлежат приватизации находящиеся на балансе этих парков и садов здания, сооружения и помещения.
На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:
- экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;
- научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;
- административную.
Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство и режим конкретного парка или сада определяются соответствующим Положением, которое утверждается органом, принявшим решение об их образовании.
Финансирование дендрологических парков и ботанических садов
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и других не запрещенных законом источников.
Для дендрологических парков и ботанических садов законодательством РФ и субъектов РФ предусмотрены налоговые льготы.
Источник