Охарактеризуйте правовой режим памятников природы

64.Правовой режим памятников природы.

1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями

1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

5. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов начальники отделов

3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Источник

53) Понятие и правовой режим памятников природы

Памятники природы как уникальные природные объекты и комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

Согласно Положению о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденному 25 января 1993 г. Минприроды, цель объявления природного объекта памятником природы состоит в необходимости его сохранения в

Признаки, по которым отбираются прир. объек­ты в категорию памятников природы:

уникальность, социальная ценность (научная, историческая, экологическая, эстетическая и т. п.), нуждаемость в особой охране государства.

В Положении дан примерный перечень природных объектов, которые при определенных обстоятельствах могут быть призна­ны памятниками природы. В их числе: эталонные участки нетронутой природы, места произрастания или обитания ценных, реликтовых, редких и исчезающих видов растений и животных, уникальные формы рельефа, геологические обнажения, отдель­ные объекты живой и неживой природы — вулканы, валуны, водопады, ледники, пещеры, гроты, деревья-долгожители, рас­тения причудливых форм и т. д.

Положение о памятниках природы предусматривает несколько этапов объявления природных объектов памятниками природы: выявление, связанное с изучением уни­кальности и социальной значимости объекта, необходимости его сохранения; объявление природного объекта памятни­ком природы, что означает распространение на него государ­ственных мер особой охраны, предусмотренных законом; оформление документов, в силу которых природный объект охраняется как памятник природы, — паспорта и охран­ного обязательства.

Памятники природы подразделяются по своему значению на федеральные, республиканские (краевые, областные) и мест­ные. Решения об объявлении природного объекта памятником природы принимаются ИОВ. Во всех случаях принятию решения предшествует экспертное заключе­ние Минприроды России.

Принятие решения о памятнике природы является основани­ем для оформления объекта памятника природы и сдачи его под охрану землепользователю, на территории которого он находится.

В паспорт заносятся данные о памятни­ке природы.

Охранное обязательство возлагает обязанности по охране памятника и поддержанию его в естественном состоянии на ту организацию, на территории которой находится памятник.

54) Понятие и правовой режим лечебных природных ресурсов, курортов и зеленых зон

Под лечебно -оздоро­вительными учреждениями понимаются санатории, пансиона­ты, дома отдыха и т. п. В отличие от них лечебно-оздоровитель­ными зонами признаются территории, располагающие приро­дными лечебными свойствами, благоприятные для улучшения состояния здоровья людей. Такие зоны, обладающие природны­ми лечебными свойствами, минеральными источниками, клима­тическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний, признаются особо охраняемыми территориями.

Читайте также:  Природа моего края она разная такая

Лечебно-оздоровительные зоны образуются при решении вопросов организации лечебно-оздоровительных учреждений. По курортам и другим лечебно-оздоровительным учреждениям федерального значения решение принимается Правительством РФ по представлению Минздрава и Минприроды; по курортам и другим лечебно-оздоровительным учреждениям республи­канского, краевого, областного значения — исполнительными органами соответствующего субъекта Федерации.

Существует Положением о курортах, которое утверждается Правительством Федерации.

В зоне курорта учреждаются округа санитарной охраны. Такие округа обычно имеют три зоны. Первая — зона строгого режима. Она охватывает местности, где есть природный источник: в ней запреща­ется проживание граждан, проведение строительных, иных работ, оказывающих вредное влияние на естественную среду.

Вторая — зона ограничений. Она включает территорию, примыкающую к природным источникам, занятую парками, лесопарками, другими природными объектами.

Третья зона называется зоной наблюдения. Она распрос­траняется на все пространство, которое влияет на формирова­ние природных качеств лечебного источника.

Помимо округов санитарной охраны с их защитными зонами, лечебно-оздоровительные зоны должны иметь охранные округа.

Рекреационными зонами считается часть пространства ес­тественной среды, предназначенного для организованного мас­сового отдыха населения и туризма. В состав таких зон могут входить сообразно цели своего назначения социально-культур­ные и природные объекты, занимающие участки городской территории, пригородных, зеленых, лесопарковых зон, нацио­нальных природных парков, ботанических, дендрологических, зоологических садов, ландшафтные, рекреационные заказники, туристские маршруты, дома и базы отдыха.

Рекреационная зона — понятие комплексное (состоит из частей, входящих в состав природных, природно-культурных территорий и объектов, используемых в целях отдыха и туризма). Экологические требования реализуются через эколого-правовые нормы, регу­лирующие охрану соответствующих особо охраняемых приро­дных территорий и объектов.

Источник

60. Правовой режим памятников природы

Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, науч­ном, культурном и эстетическом отношениях природные ком­плексы, объекты естественного и искусственного происхожде­ния признаются памятниками природы.

Памятники природы могут быть федерального, регионального зна­чения, могут принадлежать субъектам РФ.

Природные объекты и комплексы объявляются Правительст­вом РФ (по представлению органов государственной власти субъектов Федерации) памятниками природы федерального зна­чения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми при­родными территориями федерального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками при­роды регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации.

Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находя­щихся в их ведении. Передача памятников природы и их терри­торий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществ­ляются специально уполномоченным на то государственным орга­ном РФ в области охраны окружающей природной среды.

Читайте также:  Государственный природный биосферный заповедник керженский заповедник

Объявление природных комплексов и объектов памятниками при­роды, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных уча­стков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, ц в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой на­ходятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны.

Расходы собственников, владельцев и пользователей данных зе­мельных участков по обеспечению режима особой охраны памят­ников природы возмещаются за счет средств федерального бюдже­та, а также средств внебюджетных фондов.

61. Правовое положение дендрологических парков и ботанических садов

Дендрологические парки и ботанические сады природоохран­ные учреждения, в задачи которых входит создание специаль­ных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление науч­ной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов пере­даются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, научно-исследовательским или обра­зовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти пар­ки и сады.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть феде­рального, регионального значения. Они образуются на основании решений соответствующих органов РФ или соответствующих ор­ганов субъектов РФ.

Не подлежат приватизации находящиеся на балансе этих пар­ков и садов здания, сооружения и помещения.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористиче­ских объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:

  • экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;
  • научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;
  • административную.

Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство и режим конкретного парка или сада определяются соответствующим Положением, которое утверждается органом, при­нявшим решение об их образовании.

Финансирование дендрологических парков и ботанических садов

осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюдже­тов субъектов РФ и других не запрещенных законом источников.

Для дендрологических парков и ботанических садов законодатель­ством РФ и субъектов РФ предусмотрены налоговые льготы.

Источник

Оцените статью