Охрана окружающей природной среды при строительстве автомобильных дорог

2.22.2. Основные направления охраны окружающей среды при строительстве автодорог и аэродромов

При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рацио­нального расходования природных ресурсов:

  • сокращение земельных площадей, отводимых в соот­ ветствии с действующими нормативами для постоянного, временного и разового использования, максимальное сбе­ режение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек; других зе­ мель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;
  • уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почва и т. п.);
  • сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление на­ рушенных условий обитания и воспроизводства всех жи­ вотных и рыб;

• предотвращение недопустимого загрязнения поверх­ ности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения лету­ чих веществ и другие газы, твердые выбросы, противоголо­ ледные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установ­ ленных предельно допустимых уровней загрязнения и воз­ действия;

• предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидро­ динамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т. п., а также изменение гидрологического и биологического ре­ жимов естественных водоемов;

• предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условий существования лю­ дей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т. п.);

Читайте также:  Живая природа приведите примеры

• предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшаф­ тов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вслед­ ствие уничтожения или изменения форы объектов индиви­ дуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, круп­ ные деревья или их группы и т. п.).

2.22.3. Мероприятия по охране окружающей среды

На основе оценки и анализа воздействия автодороги на окружающую среду принимаются решения о необходимости назначения следующих мероприятий:

• При наличии недопустимого уровня транспортного воздействия на участках проложения автодорог, с целью исключения ухудшения условий проживания населения в процессе эксплуатации этих дорог, следует предусматривать защитные зеленые насаждения, земляные валы, защит-

ные экраны или изменение проложения трассы с обходом населенных пунктов. В частности, следует рассматривать проложение автодороги на отдельных участках на эстака­дах, переходы и переезды через автодорогу — с устройством путепроводов: при наличии в зоне влияния автодорог ферм и пастбищ для скота, а также путей миграции животных, следует предусматривать устройство скотопрогонов.

  • Для предотвращения бытового загрязнения при­ легающих к дороге территорий, необходимо при проек­ тировании автобусных остановок, площадок отдыха предусма­ тривать сбор, вывоз и обеззараживание бытовых отходов.
  • При наличии в районе строительства автомобильной дороги или мостового перехода зоны охраны памятников проложение трассы указанных объектов в пределах охран­ ной зоны допускается только при разрешении органов го­ сударственного управления.

Дорожные службы на различных этапах строительства должны проводить следующие мероприятия:

  • сохранение или улучшение существующего ланд­ шафта;
  • защиту почв и растительности;
  • повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках;
  • создание благоприятных условий для использования землевладельцами в дальнейшем временно выделяемых зе­ мель под дорожно-ремонтные работы;
  • защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязне­ ния дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими хи­ мическими веществами;
  • выполнение мероприятий по предупреждению за­ грязнения воздуха выбросами в атмосферу газов и пыли, а также защиту от шума и вибрации.
Читайте также:  Геосистемный природно хозяйственный мониторинг

При планировании, составлении проектно-сметной документации и выполнении работ по строительству, ре­конструкции и ремонту автомобильных дорог должны рас­сматриваться мероприятия по минимальному изъятию зе­мельных площадей и использованию природных ресурсов,

с бережению сельскохозяйственных угодий (особенно паш­ни), сохранению плодородного слоя почв, предотвращению загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, а также по предупреждению возможности возникновения от­рицательных гео- и гидрологических явлений, эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. Для проведения указанных мероприятий должны по возможности использоваться земли несельскохозяй­ственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель лесного фонда прежде всего необходимо использовать массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель, по­крытых лесом, следует обосновывать принятые решения технико-экономическим расчетом и сравнением возможных вариантов.

Источник

4.Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомобильной дороги

Охрана труда предусматривает обеспечение здоровых и безопасных условий труда: санитарных норм и правил, техники безопасности. Соблюдение производственной санитарии на дорожном строительстве ввиду его большой протяженности и нередко оторванности от населенных пунктов имеет особое значение и обеспечивается оборудованием на линейных работах передвижных, а на остальных стационарных санитарно-бытовых помещений.

Главнейшие мероприятия по технике безопасности дорожного строительства:

  • изучение всеми работниками правил техники безопасности и охраны труда по всему комплексу дорожно-строительных работ;
  • выделение ответственных лиц;
  • проведение перед началом работ вводного инструктажа;
  • обучение рабочих технике безопасности;
  • напоминание о правилах путем красочных плакатов;
  • ограждение движущихся частей стационарных машин;
  • проверка Госгортехнадзором котлов, компрессоров и подъемников;
  • устройство в необходимых случаях пылеулавливателей и вентиляции;
  • оборудование самоходных дорожных машин звуковой и световой сигнализацией (для ночного времени передней и задней);
  • ограждение мест работы дорожных машин, а также их стоянок, особенно в ночное время;
  • обеспечение рабочих спецодеждой, обувью, а также средствами индивидуальной защиты;
  • специальное, предварительное, обучение верхолазов, рабочих, занятых на погрузочных работах, монтажников;
  • перевозка людей только на оборудованных для этой цели автомобилях. [18].
Читайте также:  Общий принцип охраны природы

Охрана окружающей среды.

  • приготовление материалов и изделий на производственных предприятиях дорожного строительства;
  • укладку и монтаж материалов и конструкций;
  • функционирование приобъектных пунктов обеспечения дорожного строительства (стоянки дорожно-строительных машин).

Источник

Оцените статью