2.22.2. Основные направления охраны окружающей среды при строительстве автодорог и аэродромов
При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рационального расходования природных ресурсов:
- сокращение земельных площадей, отводимых в соот ветствии с действующими нормативами для постоянного, временного и разового использования, максимальное сбе режение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, пойм и лесных водоохранных полос вдоль рек; других зе мель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным водоемам;
- уменьшение объема использования в сооружениях природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почва и т. п.);
- сохранение плодородного слоя почвы на землях, отводимых для временного и разового использования, рекультивации нарушенных земель, восстановление на рушенных условий обитания и воспроизводства всех жи вотных и рыб;
• предотвращение недопустимого загрязнения поверх ности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными продуктами и технологическими воздействиями (пыль, отработавшие газы двигателей, продукты испарения лету чих веществ и другие газы, твердые выбросы, противоголо ледные, обеспыливающие и другие химические вещества, шум, вибрация и др.); недопущение превышения установ ленных предельно допустимых уровней загрязнения и воз действия;
• предотвращение возможности возникновения по причине выполнения работ отрицательных гео- и гидро динамических явлений, изменяющих природные условия (эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т. п., а также изменение гидрологического и биологического ре жимов естественных водоемов;
• предупреждение непосредственного уничтожения, повреждения или ухудшения условий существования лю дей, животных, растительности вследствие выполнения работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей, путей перемещения и т. п.);
• предупреждение эстетического ущерба вследствие резкого изменения визуально воспринимаемых ландшаф тов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вслед ствие уничтожения или изменения форы объектов индиви дуального зрительного восприятия (отдельные постройки, старинные сооружения, геологические образования, круп ные деревья или их группы и т. п.).
2.22.3. Мероприятия по охране окружающей среды
На основе оценки и анализа воздействия автодороги на окружающую среду принимаются решения о необходимости назначения следующих мероприятий:
• При наличии недопустимого уровня транспортного воздействия на участках проложения автодорог, с целью исключения ухудшения условий проживания населения в процессе эксплуатации этих дорог, следует предусматривать защитные зеленые насаждения, земляные валы, защит-
ные экраны или изменение проложения трассы с обходом населенных пунктов. В частности, следует рассматривать проложение автодороги на отдельных участках на эстакадах, переходы и переезды через автодорогу — с устройством путепроводов: при наличии в зоне влияния автодорог ферм и пастбищ для скота, а также путей миграции животных, следует предусматривать устройство скотопрогонов.
- Для предотвращения бытового загрязнения при легающих к дороге территорий, необходимо при проек тировании автобусных остановок, площадок отдыха предусма тривать сбор, вывоз и обеззараживание бытовых отходов.
- При наличии в районе строительства автомобильной дороги или мостового перехода зоны охраны памятников проложение трассы указанных объектов в пределах охран ной зоны допускается только при разрешении органов го сударственного управления.
Дорожные службы на различных этапах строительства должны проводить следующие мероприятия:
- сохранение или улучшение существующего ланд шафта;
- защиту почв и растительности;
- повышение устойчивости земляного полотна на оползневых участках;
- создание благоприятных условий для использования землевладельцами в дальнейшем временно выделяемых зе мель под дорожно-ремонтные работы;
- защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязне ния дорожной пылью, горюче-смазочными материалами, обеспыливающими, противогололедными и другими хи мическими веществами;
- выполнение мероприятий по предупреждению за грязнения воздуха выбросами в атмосферу газов и пыли, а также защиту от шума и вибрации.
При планировании, составлении проектно-сметной документации и выполнении работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог должны рассматриваться мероприятия по минимальному изъятию земельных площадей и использованию природных ресурсов,
с бережению сельскохозяйственных угодий (особенно пашни), сохранению плодородного слоя почв, предотвращению загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, а также по предупреждению возможности возникновения отрицательных гео- и гидрологических явлений, эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. Для проведения указанных мероприятий должны по возможности использоваться земли несельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель лесного фонда прежде всего необходимо использовать массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель, покрытых лесом, следует обосновывать принятые решения технико-экономическим расчетом и сравнением возможных вариантов.
Источник
4.Охрана труда и окружающей среды при строительстве автомобильной дороги
Охрана труда предусматривает обеспечение здоровых и безопасных условий труда: санитарных норм и правил, техники безопасности. Соблюдение производственной санитарии на дорожном строительстве ввиду его большой протяженности и нередко оторванности от населенных пунктов имеет особое значение и обеспечивается оборудованием на линейных работах передвижных, а на остальных стационарных санитарно-бытовых помещений.
Главнейшие мероприятия по технике безопасности дорожного строительства:
- изучение всеми работниками правил техники безопасности и охраны труда по всему комплексу дорожно-строительных работ;
- выделение ответственных лиц;
- проведение перед началом работ вводного инструктажа;
- обучение рабочих технике безопасности;
- напоминание о правилах путем красочных плакатов;
- ограждение движущихся частей стационарных машин;
- проверка Госгортехнадзором котлов, компрессоров и подъемников;
- устройство в необходимых случаях пылеулавливателей и вентиляции;
- оборудование самоходных дорожных машин звуковой и световой сигнализацией (для ночного времени передней и задней);
- ограждение мест работы дорожных машин, а также их стоянок, особенно в ночное время;
- обеспечение рабочих спецодеждой, обувью, а также средствами индивидуальной защиты;
- специальное, предварительное, обучение верхолазов, рабочих, занятых на погрузочных работах, монтажников;
- перевозка людей только на оборудованных для этой цели автомобилях. [18].
Охрана окружающей среды.
- приготовление материалов и изделий на производственных предприятиях дорожного строительства;
- укладку и монтаж материалов и конструкций;
- функционирование приобъектных пунктов обеспечения дорожного строительства (стоянки дорожно-строительных машин).
Источник