Охрана окружающей природы весной

Конспект урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

— сформулировать соответствующие правила экологической этики.

-научить извлекать из текста учебника информацию.

-научить с помощью условных знаков рассказывать о правилах охраны природы. -научить анализировать рисунки.

— развить эстетическое восприятие окружающего мира.

-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

-способствовать проявлению самостоятельности в видах детской деятельности.

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха-неуспеха в учебной деятельности.

-проявления интереса к новому.

-умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке.

— работать по коллективно составленному плану.

-умение контролировать свою деятельность по результату.

-умение учиться и способность к организации своей деятельности.

-умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

-создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-строить понятные для одноклассников высказывания.

-развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

— умение выделить и сформулировать познавательную цель.

— развивать умение работать с разными видами информации.

-продолжать работать над формированием умений ориентироваться.

— работать над использованием знаково – символичных средств.

-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию , полученную на уроке.

-умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

-Знать правила охраны природы весной.

-Уметь находить нужный материал в тексте учебника и добывать информацию из других источников.

-Уметь контролировать свое поведение в природе.

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение.(Регулятивные УУД)

-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)

-умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-умение использовать различные справочные издания, естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации. (Познавательные УУД)

Охрана природы, искусственное гнездование.

Учебник А. А .Плешаков. «Окружающий мир»2 класса 2 часть, презентация «Охрана природы весной.».

Энциклопедия о животных, интернет.

самостоятельный поиск материала о шмеле, раннецветущем растение, о березе.

Читайте также:  Особо охраняемые природные зоны башкортостана

-Межпредметная связь : музыка , литературное чтение.

— Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

-проверка домашнего задания

-о каких старинных весенних праздниках вы узнали?

-расскажите, как наши предки праздновали весенний праздник Пасху?

3. Самоопределение к деятельности.

— Вспомните, какие явления природы происходят весной.

Дерево, травка, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

— о чем нас предупреждает поэт?

— Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы весной.

— а что мы должны делать, чтобы достичь целей урока?

-Ребята, вспомните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья?

— какие сказки с подобным сюжетом вам известны? ( «Златовласка»)

— как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу?

-наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца, кто-то поблагодарил за помощь в тяжелое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений?

Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» стр. 106.

-Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам. (Звучит запись голосов леса).

— Вот первый голос, который мы слышим.

Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?

Май сережки дарит ей. (береза)

На экране фотография березы.

— Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.

Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.

Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.

Читайте также:  Объекты неживой природы 2 класс китай

-Для того чтобы не слышать жалобной песни березы, давайте не будем собирать березовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике на с. 106.

-Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ? (0 ком)

-Давайте прочитаем об этом в рассказе «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» стр. 113-114

Учитель включает запись голоса леса, достает колокольчик, звонит в него.

-а вот и новый голос. Как называется этот цветок?

Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Свежим нежным крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник)

-К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Давайте прочитаем о подснежниках на с. 108 учебника.

Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии.

-Назовите раннецветущие растения. (мать — и- мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк).

Вывешивает учитель фото растений. Ученик рассказывает об одном из раннецветущих растениях.

— Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (насекомых)

Учитель вывешивает фото насекомых.

— Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).

— Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.

Чтоб нектаром насладиться,

— А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги. Подготовила сообщение о шмеле Шутикова Светлана.

— Давайте вспомним звук, издаваемый шмелями. Представьте себя шмелями, прилетевшими к цветку. Пожужжим вполголоса. Дети встают из-за парт, имитируют полет шмеля. Издают жужжащий звук.

Текст о шмелях на с.108 учебника.

-Еще об одном насекомом мы узнаем на страничках «Умного Совенка» с. 126

Учитель включает запись голосов леса, кладет на пол игрушечную птицу.

-Посмотрите, птенец выпал из гнезда. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете?

(Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).

Читайте также:  Возмещение ущерба природным объектам

Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.

Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»

Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»

-Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.

— Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?

Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям ( текст с.106 – 107).

Учитель уточняет, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными.

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

— Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания . (с.108-109 учебника). Такие как беркут и русская выхухоль. Курышева Алена и

Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).

— А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.

— Как называется произведение, в котором описывается эта история?

— Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?

(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы») (чтение последнего абзаца с.107)

— Расскажите о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106-107.

Закрепление изученного материала

-Надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже не только будете любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес. Поле, река, животные, насекомые и вы сможете подружиться с ними.

-А что значит настоящая дружба? ( когда не только берут для себя, но и дают другим заботу. Защиту и любовь)

Звучит запись голосов леса.

— Прислушайтесь, что сейчас вам слышится в этом многоголосии?

Оказывается, если прислушиваться внимательнее к окружающему миру, можно открыть для себя много нового.

О каких представителях Красной книги вы узнали сегодня?

С помощью каких мер можно охранять их?

Как вы можете участвовать в охране природы?

Какой вывод можно сделать ? с. 109.

Источник

Оцените статью