Конспект урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
— сформулировать соответствующие правила экологической этики.
-научить извлекать из текста учебника информацию.
-научить с помощью условных знаков рассказывать о правилах охраны природы. -научить анализировать рисунки.
— развить эстетическое восприятие окружающего мира.
-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
-способствовать проявлению самостоятельности в видах детской деятельности.
-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха-неуспеха в учебной деятельности.
-проявления интереса к новому.
-умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
— работать по коллективно составленному плану.
-умение контролировать свою деятельность по результату.
-умение учиться и способность к организации своей деятельности.
-умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.
-создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
-строить понятные для одноклассников высказывания.
-развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
— умение выделить и сформулировать познавательную цель.
— развивать умение работать с разными видами информации.
-продолжать работать над формированием умений ориентироваться.
— работать над использованием знаково – символичных средств.
-способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
-умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию , полученную на уроке.
-умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
-Знать правила охраны природы весной.
-Уметь находить нужный материал в тексте учебника и добывать информацию из других источников.
-Уметь контролировать свое поведение в природе.
-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
-уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение.(Регулятивные УУД)
-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.(Коммуникативные УУД)
-умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-умение использовать различные справочные издания, естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации. (Познавательные УУД)
Охрана природы, искусственное гнездование.
Учебник А. А .Плешаков. «Окружающий мир»2 класса 2 часть, презентация «Охрана природы весной.».
Энциклопедия о животных, интернет.
самостоятельный поиск материала о шмеле, раннецветущем растение, о березе.
-Межпредметная связь : музыка , литературное чтение.
— Форма работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
-проверка домашнего задания
-о каких старинных весенних праздниках вы узнали?
-расскажите, как наши предки праздновали весенний праздник Пасху?
3. Самоопределение к деятельности.
— Вспомните, какие явления природы происходят весной.
Дерево, травка, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
— о чем нас предупреждает поэт?
— Сегодня на уроке мы будем говорить об охране природы весной.
— а что мы должны делать, чтобы достичь целей урока?
-Ребята, вспомните, в некоторых сказках герои получают волшебную возможность слышать и понимать, о чем говорят животные и деревья?
— какие сказки с подобным сюжетом вам известны? ( «Златовласка»)
— как вы думаете, о чем могли бы поговорить с нами животные и растения, окажись мы в весеннем лесу?
-наверное, кто-то захотел бы поделиться радостью от наступившего тепла, яркого солнца, кто-то поблагодарил за помощь в тяжелое зимнее время. Ребята, кто из вас помог перезимовать кому-то из животных, растений?
Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» стр. 106.
-Давайте сейчас прислушаемся к голосам весенней природы. Попробуем различить в ее многоголосии слова, обращенные к нам. (Звучит запись голосов леса).
— Вот первый голос, который мы слышим.
Вот и первый голос, который мы слышим. Какое это дерево?
Май сережки дарит ей. (береза)
На экране фотография березы.
— Русский пейзаж невозможно представить без березы, ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Каждый знает: для жителя России береза не рядовое дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли.
Березы не только красивы. Одна береза «выпивает» в день около 50 ведер воды. Значит, там, где растут эти деревья, будет сухая, незаболоченная земля.
Совсем бы хорошо жилось березе, если бы не ее весенний сок. В народе его называют березовица. Весной, когда начинается сокодвижение, любители березового сока устремляются в лес, топором наотмашь уродуя стволы, подставляя под тугие струи банки, ведра. Напьются, с собой прихватят и уйдут, бросив дерево истекать необходимой для него, как кровь, влагой. И не будет уже у этой березы нормального сокодвижения. А ведь сок, словно кровь, несет к ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, чтобы набухли его почки и развернулись листья. Так стоит ли ради одного – двух глотков сока уродовать деревья, наносить их здоровью непоправимый вред? Ведь раны на деревьях очень долго не зарастают, и древесина в этих местах часто начинает гнить. Возбудители опасных для деревьев болезней проникают через раны в ствол. Семена потерявшего много сока дерева хуже прорастают.
-Для того чтобы не слышать жалобной песни березы, давайте не будем собирать березовый сок. Прочитаем об этом совет в учебнике на с. 106.
-Если мы прислушаемся к этому совету, может быть, нам повезет услышать в шелесте листвы рассказ об удивительных обитателях березовой кроны. Какой это может быть рассказ? (0 ком)
-Давайте прочитаем об этом в рассказе «Пожалейте березы» из книги «Великан на поляне» стр. 113-114
Учитель включает запись голоса леса, достает колокольчик, звонит в него.
-а вот и новый голос. Как называется этот цветок?
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. (Подснежник)
-К сожалению, подснежники сейчас легче найти в Красной книге России, чем в живой природе. Давайте прочитаем о подснежниках на с. 108 учебника.
Подснежники не единственные весенние цветы, которые просят людей о милосердии.
-Назовите раннецветущие растения. (мать — и- мачеха, хохлатка, ветреница, медуница, печеночница, гусиный лук, чистяк).
Вывешивает учитель фото растений. Ученик рассказывает об одном из раннецветущих растениях.
— Кого всегда можно встретить рядом с цветами? (насекомых)
Учитель вывешивает фото насекомых.
— Часто можно увидеть, как дети бездумно ловят насекомых. Насекомые – удивительные творения природы. Без них, красивых и некрасивых, жизнь лесов, лугов, рек нарушится. А пока послушайте их просьбу. (стр. 106. 3 абзац).
— Некоторые насекомые находятся в самой настоящей опасности. Единственная их надежда – на защиту Красной книги и благоразумие людей.
Чтоб нектаром насладиться,
— А вот что можно узнать о шмелях на страницах Красной книги. Подготовила сообщение о шмеле Шутикова Светлана.
— Давайте вспомним звук, издаваемый шмелями. Представьте себя шмелями, прилетевшими к цветку. Пожужжим вполголоса. Дети встают из-за парт, имитируют полет шмеля. Издают жужжащий звук.
Текст о шмелях на с.108 учебника.
-Еще об одном насекомом мы узнаем на страничках «Умного Совенка» с. 126
Учитель включает запись голосов леса, кладет на пол игрушечную птицу.
-Посмотрите, птенец выпал из гнезда. Маленький, пушистый. Что нам с ним делать? Как вы думаете?
(Ответы детей). (Отложим ответ на этот вопрос).
Насте завели собаку. Она собирается с ней на прогулку.
Настя: «Тузик, ко мне! Пойдем гулять! Я тебя с поводка спущу, набегаешься!»
Собака: «Гав – гав! Как я люблю бегать! Настоящим охотником себя чувствуешь! Погонишься за какой-нибудь мелочью: она пищит, удирает. От меня не убежишь! Обязательно поймаю! Весело!»
-Такой мелочью может оказаться птенец, выпавший из гнезда, зайчонок.
— Можно ли сказать, что собака, которая ловит птенцов, детенышей мелких зверьков злая?
Конечно, нет. Это ее природа. Собака не может понять, что причиняет другому существу боль. А прав ли хозяин, бесконтрольно отпуская своего питомца с поводка? Конечно, не прав. Задача хозяина – следить за собакой, чтобы она не причиняла вреда окружающей природе и людям ( текст с.106 – 107).
Учитель уточняет, что значит «искусственные гнездовья», почему они называются искусственными.
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
— Если мы будем соблюдать эти правила, может быть, в Красной книге не будут появляться новые обитатели. А может быть, ее страницы смогут покинуть животные, находящиеся на грани вымирания . (с.108-109 учебника). Такие как беркут и русская выхухоль. Курышева Алена и
Ребята, кто знает, как называют безбилетных пассажиров? (Зайцы).
— А однажды случилось, что в одну лодку набилось полным-полно таких безбилетников. А хозяин совсем не расстраивался, даже помогал им садиться в лодку.
— Как называется произведение, в котором описывается эта история?
— Как случилось, что в лодке оказалось такое количество зверьков?
(Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы») (чтение последнего абзаца с.107)
— Расскажите о правилах охраны природы весной по рисункам на с. 106-107.
Закрепление изученного материала
-Надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже не только будете любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес. Поле, река, животные, насекомые и вы сможете подружиться с ними.
-А что значит настоящая дружба? ( когда не только берут для себя, но и дают другим заботу. Защиту и любовь)
Звучит запись голосов леса.
— Прислушайтесь, что сейчас вам слышится в этом многоголосии?
Оказывается, если прислушиваться внимательнее к окружающему миру, можно открыть для себя много нового.
О каких представителях Красной книги вы узнали сегодня?
С помощью каких мер можно охранять их?
Как вы можете участвовать в охране природы?
Какой вывод можно сделать ? с. 109.
Источник