II. Объекты охраны окружающей среды.
Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных, природно – антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Природная среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно – антропогенных объектов. ФЗ “об охране окружающей среды” определяет отдельные составляющие этого понятия. Под компонентами природной среды понимается: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающее в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.
Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохраняющие свои природные свойства.
Природно – антропогенный объект – это природный объект изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности и (или объект созданный человеком, обладающий свойствами природными объекта, имеющий защитное, восстановительное реакционное значение).
Антропогенный объект – это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Естественная экологическая система – это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространство, территориальные границы и в которой живые и не живые её элементы взаимодействуют как единая, функциональное целое и связана между собой обменным веществом и энергией.
Природный ландшафт – это территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определённых типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.
Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связывающих между собой природных объектов, объединённых географическими и иными соответствующими признаками. К ним относятся: — особо охраняемые природные территории, — морская среда, — экологически неблагополучные территории, — континентальные шельф.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности является: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетически фон, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой.
Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного наследия и в Список всемирного природного наследия: государственные и природные заповедники, памятники природы, государственные и природные заказчики, национальные и природные парки, ботанические сады, лечебно – оздоровительные комплексы, курорты.
Места традиционного проживания и хозяйственной коренных и малочисленных народов РФ. Объекты, имеющие особо охранное, научное, исторически – культурное, эстетическое, реакционное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, и исключительная экологическая цена РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Закон также определяет иные охраны, части отдельных природных объектов, совокупность природных объектов, составляющие природы (например, климат, режим погоды, характерный для определённой территории).
III. Принципы экологического права составляют основу рассмотренной отрасли. А их соблюдение может служить мерилом природного и социального характера государства, эффективности все деятельности по обеспечению рационально природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и интересов человека и гражданина, обеспечение экологической безопасности.
Экологическое право основано как на общих принципах права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых принципах). Основные отраслевые принципы экологического права определены в ст. 3 ФЗ “об охране окружающей среды” установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе следующих принципов: — Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. — Обеспечение благоприятных условий жизни деятельности человека — Ответственность органов государственной власти, органов субъектов федерации, органов местного самоуправления за обеспечением благоприятной окружающей средой и экологической безопасности соответствующей территории. — Принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. — Независимость контроля в области охраны окружающей среды. — Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. — Обязательность проведения государственной экологической экспертизы, проектов и другой документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. — Принцип приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.
Приведённый перечень принципов не является исчерпывающим. Процесс формирования принципов экологического права продолжает параллельно с совершенствованием развития экологического права и в большей степени может служить увеличением числа отраслевых принципов с 6 до 23.
IV. Источник экологического права – это нормативно – правовой акт, содержащий нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источники экологического права могут быть квалифицированы по следующим основаниям: 1. по юридической силе: — законные — подзаконные акты. 2. по предмету регулирования: — общие — специальные. Общие регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (например КРФ), специальные – это акты целиком посвящены вопросам охраны окружающей среды или её элементам. (например ФЗ об охране окружающей среды). 3. по характеру правового регулирования: — материальные — процессуально – материальные, экологически правовые нормы, установленные права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений, например: ФЗ «об экологической экспертизе», ФЗ «об особо охраняемых территориях». Источник экологического права процессуального характера регулирует процессуальные отношения в сфере природопользования, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Они касаются разработке нормативов, предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведение государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защита экологических прав и интересов. 4. по своему характеру: — кодифицированные — не являются таковыми.
Официальная систематизация экологического законодательства отсутствует и экологическое право представляет собой совокупность различных актов, не сводимы в какой – либо единый акт (кодекс). Вместе с тем закон об охране окружающей среды охватывает широкий круг вопросов регулирования отношений по использованию и охране природных ресурсов, предупреждение экологических правонарушений, государственного мониторингу, контролю в области охраны окружающей среды, ответственности за правонарушение. Этот ФЗ отчасти можно отнести к кодификационному акту.
Систему источников экологического права образуют:
1. Международный договор РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права. 2. Конституция РФ. 3. Законы конституционные и федеральные (отличаются по юридическому статусу). 4. НПА президента РФ 5. НПА правительства РФ 6. Конституция, законы субъектов РФ. 7. НПА органов местного самоуправления. 8. НПА министерств и ведомств. 9. Локальные НПА.
Источник
10. Природные и природно-антропогенные объекты: понятие и признаки
Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Признаки природного объекта: естественность происхождения, состояние в цепи экологических систем, полезность для человека (возможность выполнять полезные функции), доступность для правовой охраны.
Признаки природно-антропогенного объекта совпадают с признаками природного объекта за исключением естественности происхождения. Природно-антропогенный объект создан человеком, но в экологических, а не экономических (как другое имущество) целях.
11. Понятие, виды и признаки природных ресурсов и природных комплексов
Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
по скорости исчерпания (темпам): исчерпаемые (почва, земли), неисчерпаемые (энергия Солнца), относительно исчерпаемые (древесина,пресная вода и пр.)
по возможности самовосстановления: возобновляемые (вода, лес, животный мир) и невозобновляемые (полезные ископаемые)
по объемам экономического восполнения: восполняемые (леса) и невосполняемые (полезные ископаемые).
Природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. Например, государственные природные заповедники, заказники, природные парки и т.д.
12. Понятие и особенности источников экологического права
Источники экологического права — способы выражения правотворческой деятельности государства в области регулирования экологических правоотношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Чтобы стать общеобязательными правилами поведения, они должны быть облечены в определенную правовую форму. Примерами таких форм могут служить закон, указ, постановление, положение, правила, приказ, инструкция, устав, договор. В международном праве это: резолюции, конвенции, соглашения, договоры и т.п.
Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и не кодифицированы. Кодифицированные источники чаще всего представлены в форме кодексов. Однако создание внутренне связанного (по единой схеме и условиям правотворческой деятельности) систематизированного акта может облекаться и в форму закона. В частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» представляет собой систематизированный нормативный правовой акт, в котором объединено значительное количество правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты экологических прав и интересов граждан, управления и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в сфере применения мер юридической ответственности за экологические правонарушения и в сфере регулирования международных отношений по охране природы.
Источник