Охрана природных территорий городские леса

Охрана природных территорий городские леса

ЛК РФ Статья 112. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях

(введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ)

1. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

2. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

4. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование химических препаратов, обладающих токсичным, канцерогенным или мутагенным воздействием (далее — токсичные химические препараты).

5. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Источник

Охрана природных территорий городские леса

Россия — крупнейшая в мире лесная страна. Леса различных типов покрывают почти две трети территории нашей страны; на леса России приходится 22% площади мировых лесов и 1/4 мировых запасов древесины. Лес испокон века является частью нашей национальной культуры, фольклора, истории, быта. В России лес является и важнейшим фактором обеспечения благоприятной окружающей среды в целом: как источник кислорода и пресной воды, «фильтр» для всевозможных загрязнений, мощный регулятор климата.

В России, к счастью, пока не в полной мере прижилась (и вряд ли приживется) традиция частной собственности на лесные земли, и свободное и бесплатное пользование лесами для отдыха, легальной охоты, сбора грибов, ягод и других даров леса в нашей стране воспринимается гражданами как нечто само собой разумеющееся.

Современные российские реалии, однако, вносят коррективы в сложившиеся практики: лесные участки все чаще (особенно в привлекательных местах, вблизи крупных городов, на побережьях морей, крупных реки озер и пр.) становятся предметами коммерческого или коррупционного интереса – такие участки часто оказываются за высокими заборами, с табличками «Проход воспрещен!», а за самим ограждением может твориться все, что угодно – сплошные рубки, строительство каких угодно объектов (в том числе, опасных для окружающей среды) и так далее.

Читайте также:  Идея отношений человек природа

Давайте разберемся, что делать, если гуляя по любимой роще вы вдруг наткнулись на трехметровый глухой забор?
Сначала, как обычно, разберемся в том, что гласит закон.

Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «лес» в юридическом смысле.
В Лесном кодексе РФ (ст. 5) лес определяется двояко – и как экологическая система, и как природный ресурс. Это объясняется тем, что существуют разные виды лесопользования — от заготовки древесины (т.е. добычи сырья, природного ресурса) до пользования экологическими услугами, предоставляемыми лесами — водоохранными, почвоохранными, климаторегулирующими и другими. В любом случае, следует исходить из общепринятого определения, что лес — это природный комплекс древесных, кустарниковых, травянистых растений в их неразрывной взаимосвязи с животными миром, влияющих друг на друга и на внешнюю среду.

Чаще всего лесом принято считать территорию с сомкнувшимся древостоем, что не совсем верно. Во-первых, бывают различные типы и виды лесов, и далеко не всегда это высокий сомкнувшийся древостой, а во-вторых, бывают так, что к лесным землям (землям государственного лесного фонда) относятся и вовсе не покрытые древесной растительностью участки: такие земли могут, например, предусматриваться для размещения лесных питомников, для будущих лесовосстановительных работ, для проведения научных исследований и так далее.

С другой стороны, статья 6 Лесного кодекса РФ гласит, что леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Что это означает? В России существуют земли различных категорий, в зависимости от их целевого назначения (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов;
-земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
— земли особо охраняемых территорий и объектов;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса.

На всех этих землях может физически расти лес, но надо понимать, что лесное законодательство в полной мере распространяется только на леса, расположенные на землях лесного фонда, землях обороны, землях особо охраняемых природных территорий, а также на городские леса (при этом, где проходит граница между городскими лесами и искусственными зелеными насаждениями в городах, чаще всего не ясно). На землях остальных категорий использование лесов регулируется соответствующими нормами законодательства (градостроительным, сельскохозяйственным и пр.).

Читайте также:  Какие существуют объекты природы

Согласно ст.8 Лесного кодекса РФ, леса, расположенные на землях лесного фонда, находятся в федеральной собственности (т.е. принадлежат Российской Федерации). На землях лесного фонда произрастает примерно 90% всех лесов нашей страны. Из оставшихся примерно 10% лесов часть также находится в федеральной собственности — это леса на землях особо охраняемых природных территорий и на землях обороны (около 2-2,5% лесов). Остальные леса могут принадлежать кому угодно, в зависимости от конкретной ситуации: регионам РФ, муниципалитетам, различным организациям и частным лицам.

Собственность на конкретные лесные участки может с течением времени меняться, например, в связи с изменением границ поселений или с включением земельных участков в состав земель лесного фонда – и именно в этих случаях, особенно когда вопросы собственности не до конца урегулированы, а сами лесные участки не поставлены на кадастровый учет, лесопользование чаще всего связано с различными нарушениями закона и прав граждан. В масштабах всей страны и ее лесных угодий эти нарушения, в целом, невелики, но в масштабах конкретного административного района или населенного пункта они могут быть весьма существенными.

Источник

Как защитить городской лес

Во многих городах расположены земельные участки с густо произрастающими на них деревьями и иными зелеными насаждениями. Жители привыкли считать такие земельные участки лесом, но при этом официального статуса городского леса у земельного участка нет, а следовательно, вырубка под последующее ведение хозяйственной деятельности вполне возможна. Более того, случаи сплошной вырубки зеленых насаждений на землях населенных пунктов, которые предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации) являются обычным явлением. Довольно часто борьба с начавшимися сплошными вырубками на указанных землях не дает результатов, кроме компенсационного озеленения. Поэтому если в вашем городе имеется скопление зеленых насаждений, не имеющих статуса городского леса (согласно ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам), то для защиты зеленых насаждений от сплошной вырубки можно добиться придания соответствующему земельному участку статуса городского леса. В действующем законодательстве Российской Федерации нет четких критериев, какому количеству растущих рядом зеленых насаждений можно присвоить статус городского леса, за исключением определения ГОСТ 18486-87 «Лесоводство. Термины и определения», в котором «Лес – это элемент географического ландшафта, состоящий из совокупности деревьев, занимающих доминирующее положение, кустарников, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, в своем развитии биологически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду». Поэтому при обращении внимания соответствующих органов на необходимость придания земельному участку статуса городского леса необходимо сначала убедиться, соответствует ли указанный участок определению, данному в ГОСТ. Исходя из норм федерального законодательства, указанных ниже, для придания земельному участку статуса городского леса необходимо обращаться в органы местного самоуправления. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Положениями ст. 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса, лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Таким образом, необходимо направить администрации города, в котором находится земельный участок, предложение провести в отношении земельного участка, обладающего признаками леса, лесоустройство, разработать, принять и утвердить лесохозяйственный регламент, обеспечить ведение лесного реестра, обеспечить осуществление муниципального лесного контроля и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации по созданию и охране городских лесов. В случае получения отрицательного ответа необходимо обратиться в местную (межрайонную) природоохранную прокуратуру с просьбой о проверке соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. И в случае, если в ходе прокурорской проверки будет установлено, что администрацией города не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении городских лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых городскими лесами, то природоохранный прокурор вправе обратиться в суд для возложения обязанности на администрацию города произвести необходимые действия по приданию статуса городского леса соответствующему земельному участку.

Читайте также:  Восстановление природного цвета волос

Подготовила Юлия Ключкина

Источник

Оцените статью