§2. Защита лесов и лесных насаждений от незаконной вырубки.
Охрана лесов от незаконных рубок на сегодняшний день нуждается в дополнительном правовом обеспечении. В соответствии с Кодексом, леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Можно только предполагать, что под словами «от иного негативного воздействия» подразумевается охрана лесов от незаконных рубок. Тем не менее определения незаконной рубки ни Кодекс, ни лесное законодательство в целом не дает.
Под незаконной рубкой принято понимать рубку лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан без разрешительных документов, либо рубку по документам, выданным с нарушением действующих правил, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в разрешительных документах. Но такое определение законом не установлено. Оно базируется на определении, которое дало постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 от 5 ноября 1998 г. И оно устарело в связи с отменой разрешительных документов на заготовку древесины, действовавших в то время 1 .
На основании вышесказанного, я предлагаю добавить понятие «незаконная рубка» в Лесной Кодекс. А конкретно – в статью 16, пункт 4.
Незаконная рубка — это добыча, перевозка, хранение и переработка древесины, кустарников и лиан с нарушение действующего законодательства.
Органы государственной власти рассматривают нелегальные рубки как правонарушение, за которое виновник должен понести соответствующее наказание. В соответствии с российским законодательством, незаконные рубки относятся к экологическим правонарушениям. А на практике, они не классифицируются как опасные или значимые. Но, по сути, завладение древесиной, которая была добыта и заготовлена незаконно, следует квалифицировать как хищение государственного имущества.
Правонарушения в лесном законодательстве приводят к серьезным негативным последствиям – экологическим, экономическим и социальным. Появляются неравные конкурентные условия для легального теневого бизнеса.
Существенной проблемой для экологических организаций будет возможность обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению наиболее ценных участков леса и обеспечению мероприятий по предотвращению нелегальных рубок.
До последнего времени правоохранительные органы смотрели на все это «сквозь пальцы». Они не принимали серьезных мер к нарушителям. Поэтому виновников не привлекали к ответственности или наказывались условно. Но ситуация начинает меняться.
Законом предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность. Привлечение лиц к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает их от обязанности возместить причиненный вред.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений 1 . Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений 2 . Тем не менее правовая ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины в законодательстве Российской Федерации не установлены.
В связи с этим, я предлагаю внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в статью 8.28 добавить пункт 4.
Незаконное заготовление древесины, кустарников и лиан, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до семи тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Так же, я считаю, что нужно ужесточить уголовную ответственность за незаконную рубку, которая предусмотрена статьей 260 УК РФ.
Во втором параграфе второй главы речь идет о незаконных вырубках лесов и лесных насаждений. Однако, я опять с толкнулась с проблемой того, что в ни в одном нормативно-правовом акте нет понятия «незаконная рубка». Поэтому, я предложила закрепить это понятие в Лесном Кодексе.
Так же, я коснулась проблемы санкций за незаконную рубку. В большинстве случаев, они весьма малы (достаточно заглянуть в КоАП РФ или в УК РФ). Поэтому, так же предложила изменить статью 8.28 КоАП РФ и добавить туда санкцию о незаконной заготовке древесины (в настоящее время, данной санкции вообще нет). И еще следует ужесточить уголовное наказание за незаконную рубку.
Источник
Как бороться с вырубками лесов
Если замечена вырубка в лесу – необходимо обращаться в уполномоченные органы с просьбой проверить законность вырубки. Более того, если вы застали момент вырубки, вызовите полицию, чтобы сотрудниками правоохранительных органов были проверены документы на законность проведения рубки. Уже на стадии вызова полиции и первичной проверки документов удается остановить незаконные рубки. Однако бывает и так, что документы, такие как порубочный билет, документы на земельный участок, выглядят законно, но при более детальной проверке уполномоченными органами по заявлению граждан и общественных организаций может выясниться, что размещения на рубку и/или на использование земельного участка выданы с нарушением норм российского законодательства. Рассмотрим общие законные основания для проведения рубок в лесах. В соответствии со ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:
- спелых, перестойных лесных насаждений;
- средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами.
Также рубка лесных насаждений любого возраста в соответствии со ст. 13,14 и 21 Лесного кодекса Российской Федерации разрешена на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации лесной инфраструктуры, перечень которой установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р г. Москва «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»; лесоперерабатывающей инфраструктуры (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое), но создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – линейные объекты); переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности. Кроме того, согласно ст. 26 Лесного кодекса любая вырубка должна осуществляться на основании так называемой Лесной декларации, то есть заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий и содержит в себе, помимо прочего, информацию о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов и др. (Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации»). Однако, несмотря на приведенные положения Лесного кодекса Российской Федерации, каждый отдельный случай рубки лесных насаждений необходимо рассматривать индивидуально. Поэтому, если вы стали свидетелем вырубок, которые по вашему мнению не отвечают требованиям указанных выше правил, вы можете обратиться с заявлением о проверке законности проводимых вырубок в органы Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а также в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которым могут быть переданы полномочия по защите лесов на своей территории. Кроме того, любые вопросы, связанные с экологическими нарушениями, уполномочены решать природоохранные прокуратуры, а в части особо охраняемых природных территорий федерального значения – органы Росприроднадзора. Органы Рослесхоза наделены полномочиями по составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов» (включающей в себя как нарушение правил заготовки древесины в целом, так и более конкретные нарушения, например, при сборе в лесах лекарственных растений, а также нарушения условий договора аренды лесного участка и др.). Обращаем особое внимание, что в России незаконная рубка лесных насаждений является уголовно наказуемым деянием, которое при наличии отягчающих обстоятельств влечет за собой лишение свободы на срок до семи лет (ст. 260 Уголовного кодекса РФ). Однако даже такое суровое наказание далеко не всегда является достаточным для того, чтобы искоренить правонарушения в сфере лесозаготовок. Даже если вы не живете рядом с лесом и не можете воспрепятствовать незаконным вырубкам, в своей повседневной жизни, всегда можно помочь лесам, приобретая для личного пользования бумагу, маркированную значком FSC. Такая бумага производится исключительно из древесины, полученной предприятиями, осуществляющими «ответственное управление» лесами и гарантирующими их воспроизводство. Полезные ссылки: Сайт Федерального агентства лесного хозяйства РФ: http://www.rosleshoz.gov.ru/ Сайт Росприроднадзора: http://rpn.gov.ru/ Адреса природоохранных прокуратур: http://genproc.gov.ru/structure/specific/
Источник