Охрана природы при туризме

Туризм, краеведение и охрана природы

Тури́зм — это путешествие за пределы постоянного места жительства с обязательной ночевкой и с любой целью кроме заработка и смены постоянного места жительства, а также удовлетворение общественных потребностей (рекреационных, деловых, политических, образовательных и др.), связанных с необходимостью перемещения в пространстве масс людей.

Для решения проблем экологии, связанных с организацией туризма, необходим системный подход. Благодаря ему обеспечиваются сохранность природы и учет интересов туристской деятельности. Туризм как вид деятельности ориентирован на использование таких природных ресурсов, как пляжи, снежный покров, высокогорье, экзотические уникальные ландшафты, пещеры, водопады, речные, морские акватории и др.; При этом к природным комплексам предъявляются разнообразные требования: доступность, экзотичность, комфортность, привлекательность, разнообразие и т.д. Туризм как природопользователь сочетается с другими видами природопользования — сельским хозяйством, лесным хозяйством (природные парки), рыболовством (акватории), охраной природы (национальные парки), горнодобывающей промышленностью (экскурсии) и т.д. Однако мощные миграционные потоки туристов к местам рекреационных ресурсов отрицательно воздействуют на природные ландшафты. Большое антропогенное воздействие зачастую снижает устойчивость самореализующихся природных комплексов в зонах интенсивного использования (Селигер, Валаам, южный берег Крыма, Подмосковье и др.). Необходимо регулировать антропогенное воздействие на природные комплексы, создавать производственные и бытовые экологически эффективные технологии. Сохранение и приумножение природных богатств — долг каждого человека. Для туристов это, прежде всего бережное отношение к растительному и животному миру, уникальным природным образованиям, памятникам культуры и истории. От неорганизованного туризма страдают леса: вытаптывается почва, в результате чего деградирует растительность, гибнут насекомые. Полиэтиленовая тара, консервные банки, стеклянные бутылки и осколки стекла, другие отходы засоряют опушки лесов и поляны, берега рек и водоемов. Оставленный без присмотра костер нередко становится причиной пожара. Вырубка деревьев для костра и установка палаток, шалашей наносит непоправимый вред. Варварское отношение к природе разрушает биоценоз и может приводить к гибели целых природных массивов.

Среди сфер человеческой деятельности туризм занимает особое место в системе экологии и природопользования. Взаимосвязь туризма с природой и ее охраной необходимо рассматривать по трем главным аспектам (направлениям):
Охрана природы для туризма. Туризм не может существовать без естественной основы — природной среды, и, кроме того, предъявляет особые требования к ее состоянию, наличию специфических ресурсов. Поэтому для развития одной из наиболее доходных сфер человеческой деятельности — туризма — жизненно важна и необходима забота о чистоте природы, ее первозданной красоте.

Читайте также:  Компенсационные выплаты правовая природа

Охрана природы с помощью туризма. Туризм как вид активной деятельности, осуществляемой в тесном контакте с природой, воспитывает у человека любовь к природе, стиму­лирует ее охрану. Туризм как средство международного обще­ния, проникновения передовых культур, технологий, гуманитарных и экологических идей, философских мировоззрений является мощным инструментом экологического образования и просвещения населения, воспитания личности,, нового челове­ка с новым мировоззрением, сориентированным на взаимосвязь «человек-природа». Туризм имеет огромный арсенал действен­ных средств для сохранения природы (как для общества в це­лом, так и для саморазвития).

Охрана природы от туризма. Как и любая человеческая деятельность, туризм воздействует на природный комплекс и является причиной ухудшения состояния природы (при чрез­мерной «активности» туристской деятельности). Поэтому любой вид туристской деятельности должен осуществляться с учетом экологических требований (экологизация туристской деятель­ности).

В этом вопросе также необходимо осветить: климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали..
Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Известные люди края, их вклад в развитие туризма, знакомство с картой своего края. «Путешествия» по карте.

Полезны и интересны туристские походы и путешествия следующим: познание Родины, активный отдых и укрепление здоровья,

Источник

Лекция 4 Охрана природы с помощью туризма

— Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. – М.: Знание, 1986. – 80 с. (Новое в жизни науки, техники. Серия «Педагогика и психология», №5).

— Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды: Учебное пособие. – М.:ЦР-ИБ «Турист», 1086. – 102 с.

— Квитов А.Н., Куприна Л.Е. Учебная тропа природы как полигон для эколого-краеведческой подготовки студентов-географов // Современные проблемы географии России и родного края: Тез. докл. межвузовской научной конференции. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1997. -140 с. (С. 72-73).

— Куприна Л.Е. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы: Методические рекомендации для учителей , туристов, руководителей кружка. – М.: Центральная станция туристов MHO РСФСР, ЦР-ИБ «Турист», 1990. -47с.

Читайте также:  Основные принципы взаимодействия человека природы

— Куприна Л.Е. Организация и создание учебной экологической тропы: Методическое пособие для студентов. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. 48 с. [электронный ресурс].

— Основы туристской деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. – М.: Советский спорт, 2000. – 200 с.

— Чижова В.П., Добров А. Музей живой природы. – В кн.: Человек и природа. — №6. – 1976.

— Чижова В.П. и др. Учебные тропы природы / В.П. Чижова, А.В. Добров, А.Н. Захлебный. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.

Типы природоохранных мероприятий по цели проведения

Природоохранную деятельность туристско-экскурсионных организаций и экотуристов можно классифицировать по многим основаниям — в этом найдут свое отражение разнообразие ее задач, форм, методов, привлечение многих исполнителей и т. п..

Рассмотрим несколько оснований классификаций (по Зорину И.В., Штюрмеру Ю.А., 1986)

По цели проведения можно выделить три типа природоох-ранных мероприятий:

Цель учебно-воспитательных мероприятий состоит в массово-разъяснительной и пропагандистской работе, воспитании и обучении посредством туризма и экскурсий природоохранным знаниям, навыкам и умениям.

Среди учебно-воспитательных выделяются четыре подтипа мероприятий:

Информационные мероприятия являются основой реальных природоохранных знаний. При этом важно соблюдать принципы педагогики — воспитывающий характер обучения, его научность, систематичность, доступность, сознательность и активность, прочность и индивидуализацию, чтобы информация, поступающая через каналы туризма и экскурсий, не противоречила, а способствовала эффективности всей системы экологического образования и воспитания [23].

В комплексе информационных мероприятий следует различать

симплексные, направленные на получение элементарной информации о природе края, пробуждающие к ней интерес;

аналитические, дающие развернутое представление об отдельных компонентах природных комплексов и естественных механизмах, и комплексные, позволяющие уяснить целостный характер природных комплексов и зависимость человека от их состояния.

Здесь можно также выделять мероприятия

семантического характера, раскрывающие содержание понятий и терминов охраны природы, используя при этом, в основном, научные факты и знания и воздействуя на разум человека, а также эстетического, раскрывающие те же проблемы, но с использованием механизмов эмоционального восприятия, привлекая для этих целей не только факт, но и образ.

Учебные мероприятия в процессе туристско-экскурсионной работы дают неограниченные возможности для углубления экологического образования и воспитания, существенно дополняя традиционные учебные занятия начальной, средней и высшей школы, системы Госпрофтехобра и повышения квалификации. Более того, экологическое образование и воспитание в последние годы немыслимо без

Читайте также:  Активным природным очагам туляремии

проведения значительной экскурсионной работы и туристских походов, в которых туристы и экскурсанты не только получают визуальную информацию, но и непосредственно приобщаются к участию в охране природы.

Среди учебных различаются мероприятия по

— развитию навыков сбора информации и наблюдений за природой,

— углублению природоохранных знаний и

— приобретению природоохранных умений.

В числе воспитательных мероприятий можно отметить связанные с формированием коммунистического мировоззрения, направленные на нравственное, трудовое, правовое, физическое, эстетическое и атеистическое воспитание.

В зависимости от используемого метода среди воспитательных природоохранных мероприятий различают

— упражнение в деятельности,

По форме проведения они могут быть

— коллективные (массовые, групповые) и

Среди пропагандистских природоохранных мероприятий, осуществляемых в туристско-экскурсионных учреждениях и на маршрутах, принято выделять формы:

— устные (лекционные) — лекции, беседы, доклады; художественные — вечера, устные журналы и пр.;

Большая по количеству конкретных видов деятельности группа конструктивных, мероприятий включает три подтипа: направленные на,

— собственно охрану природы,

— на восстановление природы и

— на развитие ресурсной базы.

Организационные природоохранные мероприятия классифицируются по содержанию на:

формирование актива,

научно-исследовательская работа.

Кроме указанного деления видов и форм природоохранной деятельности в туризме, оно может быть также проведено

по субъекту (конкретному исполнителю или учреждению организатору мероприятия),

объекту (по видам природных ресурсов, — регионам, конкретным объектам природы),

временным показателям,

материально-техническому, методическому, кадровому обеспечению и т.д.

Вместе с тем очевидно, что большинство действий по охране природы в туризме комплексны и сочетают в себе элементы разных типов и подтипов.

В связи с этим при дальнейшем рассмотрении целей и содержания типовых природоохранных мероприятий отнесение их к тем или иным группам следует воспринимать с определенной долей условности. Так, первые 32 из нижеописанных типовых. мероприятий являются, в основном, учебно-воспитательными, последующие 26 конструктивными и остальные 37 — организационными. В каждой из этих групп выделены, по возможности, подгруппы (подтипы).

Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды: Учебное пособие. – М.:ЦР-ИБ «Турист», 1986. – 102 с.

Источник

Оцените статью