Охрана природы ссоп это

5.5.5. Система стандартов в области охраны природы.

К подзаконным правовым актам, конкретизирующим общие положения экологического законодательства России, относятся государственные стандарты.

Государственный стандарт (ГОСТ) нормативно-техничес­кий документ, устанавливающий комплекс норм, правил, тре­бований, обязательных для исполнения.

Для природоохранной деятельности генеральным стандар­том является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ре­сурсов». Он был введен в действие в 1977 г.

Согласно ГОСТу 17.0.0.01-76, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплексов взаимосвязан­ных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природные ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на:

• обеспечение сохранности природных комплексов;

• содействие восстановлению и рациональному использо­ванию природных ресурсов;

• содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

* совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по Общесоюзному классификатору стандар­тов и технических условий (17), точки, номера группы (табл. 34), точки, номера вида (табл. 35), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.

Например, ГОСТ 17.1.3.05-82. Охрана природы. Гидросфе­ра. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта (государственный стандарт), 17 -номер системы (ССОП — система стандартов в области охра­ны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации стандарта (1982 г.). Таблица 34

Классфикация групп стандартов

Организационно-методические стандарты ССОП

Источник

7. Система Российских стандартов по охране природы, ее составные части

Стандарт – нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Под экологической стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления экологических норм и требований.

Генеральным стандартом для природоохранительной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов» (введен в действие в 1977 г.).

Система стандартов в области охраны природы (ССОП), которой присвоен общий номер 17, включает следующие подсистемы (группы): 0 – основные положения; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера; 3 – почвы; 4 – земли; 5 – флора; 6 – фауна; 7 – недра. Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 – «Охрана природы. Атмосфера» и т.д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.

Читайте также:  Особенности государственных природных заказников

В зависимости от направления действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды: 1 – термины, классификации, определения; 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность ис­пользования природных ресурсов; 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интен­сивности хозяйственного воздействия; 5 – 6 – требования к средствам контроля и защиты окружающей среды; 7 – прочие стандарты.

8. Международные стандарты по управлению окружающей средой исо 14000.

Рисунок – Модель системы управления охраной ОС в организации согласно стандартам ИСО серии 14 000

9. Комплексный анализ состояния окружающей среды. Процедура овос (оценка воздействия на окружающую среду)

Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

ОВОС проводится для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности на самой ранней ее стадии – при подготовке технической и иной документации, обосновывающей развитие такой деятельности.

Предварительный заказчик (на основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение ОВОС, которое содержит: наименование и адрес заказчика (исполнителя); сроки, основные методы и задачи проведения ОВОС; предполагаемый состав и содержание материалов ОВОС. При составлении технического задания заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду).

  1. уведомляет органы государственной власти о намечаемой деятельности;
  2. информирует общественность об ОВОС;
  3. проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности;
  4. проводит предварительную оценку воздействия на окружающую среду, в ходе которой собирает и документирует информацию о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
  5. уведомляет о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах; о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
  1. Николайкин Н. И. Экология : учебник для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелихова. − 4-е изд. испр. и доп. М. : Дрофа, 2005. − 622 с.
  2. Степановских А. С. Экология : учебник для вузов / А. С. Степановских. − Москва, ЮНИТИ, 2003. − 703 с.
  3. Экология : учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Денисова – изд. 3-е, испр. и доп. − М. : МАРТ, 2006. – 768 с.
  4. Экология и безопасность жизнедеятельности / под ред. Л. А. Муравья. − М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.
Читайте также:  Зоопарк заповедники дикой природы

Источник

Стандарты организаций (СТО). Система стандартов в области охраны природы (ССОП)

Система стандартов в области охраны природы должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

Охрана природы — система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональ-ное использование природных ресурсов, предупреждающая вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

Основными задачами ССОП являются:

· обеспечение сохранности природных комплексов;

· содействие восстановлению и рациональному использованию при-родных ресурсов;

· содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

· совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества,

· ограничению поступлений в окружающую природную среду промыш-ленных, транспортных, сельхоз. и бытовых сточных вод и выбросов для снижения их концентрации до уровня, не превышающего предельно допустимого;

· рациональному использованию и охране рек, внутренних водоемов и морей, их водных и биологических ресурсов;

· упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства, промышленности и транспорта;

· сохранению и рациональному использованию биоресурсов;

· обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

· сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

· улучшению использования недр.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 Федерального закона «О тех. регулировании», для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Читайте также:  Вечер добрый прикольные природа

В соответствии с Законом стандарты организаций (СТО) фактически занимают низшую иерархическую ступень в общей системе документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, что, однако, не умаляет ни их значимости, ни практической ценности. Более того, с точки зрения практического применения в конкретной организации, они являются первостепенными руководящими документами, в которых с учетом соответствующей специфики юридически закрепляются локальные требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в сфере технического регулирования.

Стандарты организаций могут разрабатываться на применяемую продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Источник

ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения системы стандартов, направленных на охрану природы и улучшение использования природных ресурсов (далее — ССОП).

1. Общие требования

1.1. Система стандартов в области охраны природы должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

1.2. Охрана природы — система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

ограничению поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах СССР, их водных и биологических ресурсов;

упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

1.5. ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Источник

Оцените статью