Охрана природы тема урока 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему » Природа в опасности! Охрана природы» 3 класс

Цель: познакомить с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)

1) Приведи примеры экологических связей: Живое — неживое, природа — человек.

2) Приведи примеры экологических связей: Неживое — живое, растение — животное.

3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.

— Что такое окружающая среда?

— Что изучает наука экология?

— Какие книги по экологии вы нашли?

III . Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?.

IV . Работа по теме урока

Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.

— Почему проблема охраны природы стала такой важной и не­обходимой?

— Если умрет природа, что будет на Земле?

— Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах. ».

— Что такое маленькая рана у природы?

— Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы на­носим природе.

— Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших».

— Приведите примеры больших ран природы.

— Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? (Это связано с деятельностью человека.)

Сейчас я расскажу вам одну историю.

Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим ма­мам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:

— Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и.

— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие кра­сивые.

(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фо­тографии цветов.)

— Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.) Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.

Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

— А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка.

— Как бы вы ответили на вопрос девочки?

— Какой цветок вы бы выбрали — большой и яркий или ма­ленький и чахлый? (Ответы учащихся.)

Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жад­ничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.

— О какой ране природы — большой или маленькой — я вам рассказала?

Читайте также:  Все самые интересные живой природы

— Почему нельзя рвать полевые цветы?

— Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы? (Вырастить их в саду, нарисовать рисунок, сфотографиро­вать и т. д.)

Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.

— Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские ко­ровы, странствующие голуби.)

— Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)

— По чьей вине исчезают растения и животные?

— Работая в группах, составьте правила поведения на природе. (Учащиеся выполняют задание.)

— Прочитайте правила, которые вы составили. (Ученики зачитывают правила.)

— Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?

Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой — речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для рабо­ты ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается гряз­ная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака?

Ниже по течению построили еще один завод — резиновых са­пог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по тру­бе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь, слов­но от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.

Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой, пестрее самого пе­строго ситца.

Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрач­ной, да стала грязной — Разноцветной. Была многоводной — ста­ла маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!

Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился. Заводы — это, говорит, хорошо, но про людей и окру­жающую их природу тоже нельзя забывать.

— Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач? (Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.)

Чему еще угрожает опасность? (Почве, воздуху.)

Охрана природы

Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.

— Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.

— Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?

— Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)

— Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория ко­торого находится под строгой охраной.)

— Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)

— Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)

Существуют еще охраняемые территории, которые называ­ются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).

(Учитель записывает на доске.)

Заповедники, национальные парки, заказники.

— Что вы знаете о Красной книге?

Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России». Ее обложка красного цвета, и выбран он не слу­чайно. Ведь красный цвет — светофор тому пример — сигнал тре­воги, опасности.

Читайте также:  Обеспеченность австралии природными ресурсами

Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!

Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды. Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.

В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.

В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — раз­ноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.

На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о ред­ких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.

Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работ­ники заповедников следят за здоровьем каждого животного, под­кармливают в голодную зиму сеном.

Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. бед­нягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.

Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окру­жающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрос­лые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами — можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравей­ником — можно! А разрушать его — нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных — можно. Л делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

— Расскажите, что еще можно делать в природе, а чего нельзя.

Читайте также:  Все природные сообщества земли

V . Физкультминутка

VI . Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

— Какое влияние на природу может оказывать человек? (От­рицательное и положительное.)

Приведите свои примеры положительного и отрицательно­го влияния человека на природу.

— Прочитайте задание. Выполните его.

— Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)

— Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.

— Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше оста­новить все фабрики и заводы, прекратить заготовку дре­весины — словом, превратить Землю в один огромный за­поведник?

VIII . Подведение итогов урока

— Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?

Источник

урок окружающего мира «Охрана природы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

— создавать условия развитияу учащихся интереса и готовности к принятию активного участия в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.

Оборудование: карточки в конвертах для индивидуальной работы; листы с кроссвордами;

физическая карта России; видеозапись «Заповедники нашей Родины»; выставка

книг для детей по теме «Охрана природы» ; рисунки учащихся посвящённых

теме «Сохраним красоту и богатство родной земли!» ; словарь

-Ребята, вам понравилась выставка книг и рисунков, с которой вы познакомились на перемене? О чём рассказали экспонаты выставки?

Вспомните, как и при помощи чего человек познаёт устройство окружающего мира?

Что делаем мы для этого на уроках?

— Ребята, мы начали обсуждать очень важный и непростой вопрос в котором нам предстоит разобраться.

А) Работа в парах (разгадывают кроссворд )

Учащиеся из конверта достают задание и выполняют самостоятельно, затем взаимопроверка.

-Итак, какое ключевое слово получилось в закрашенных клетках по вертикали? Что вы можете сказать о нём?

Как вы думаете, какая главная мысль должна отразиться в теме нашего урока?

-Ребята, вы правильно опредилили ключевое слово , которое отражает тему нашего урока-охрана природы. А девизом нашего урока будет призыв «Береги!»

Что для человека ценно в жизни? И что необходимо ему беречь?

4. Работа над важными задачами учёных всего мира по сохранению природы

(чтение и обсуждение задач)

-Вывод: все эти направления изучает специальная наука-экология. Она изучает взаимовлияние компонентов живой и неживой природы. Главное экологическое правило гласит, что все явления в окружающем мире связаны и влияют друг на друга. Любое необдуманное воздействие нарушает природное равновесие. Для того, чтобы понять это правило, рассмотрим цепь питания.

А) Растения – кузнечики- ящерицы-кошки

Составить цепь питания. Взаимопроверка.

5. Физминутка «Разминка для глаз »

По моей указке дети пробегают глазами по веточкам ели от корешка до вершка и наоборот т.е.

они любуются маленькой ёлочкой.

Ребята рассматривают карту и находят красные флажки, где отмечены охраняемые территории.

Затем предоставляю слово ребятам, которые дома подготовили сообщение о заповедниках (Воронежский, Баргузинский, Астраханский, Приокско-Террасный)

Задание: сгруппировать животных на картине и соотнести названия заповедников с объектами их изучения. Заполните ваши карточки.

Разводимые в нём животные

Источник

Оцените статью