Охрана природы важная задача государства

Урок «Охрана природы-важная задача государства «

Задачи: организовать деятельность учащихся по актуализации и расширении знаний о заповедниках и национальных парках Республики Беларусь; создавать условия для осознания необходимости охраны природы каждым человеком; способствовать развитию познавательной активности через организацию способов взаимодействия, коммуникативных навыков работы в группах, творческой деятельности; содействовать воспитанию патриотизма, национального самосознания, основ гражданской и экологической культуры

Оборудование: учебное пособие Трофимова Г.В., Трофимов С.А. «Человек и мир» 3 класс. – Минск: научно-методическое учреждение Национальный институт образования», 2018г., мультимедийная презентация к картинному диктанту, облако слов, карточки для контрольно-оценочной деятельности, карточки для составления кластера «Природные охраняемые территории Беларуси», тетрадь с тестовыми заданиями на печатной основе, физическая карта Республики Беларусь, видеоролик «Беловежская пуща»

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

6. Этап применения знаний и способов действий

7. Этап коррекции знаний и способов действий

8. Этап обобщения и систематизации знаний

9. Этап информации о домашнем задании

10. Этап подведения итогов занятия

I . Организационный этап

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

II . Этап проверки выполнения домашнего задания

— Домашнее задание мы проверим в форме картинного диктанта и игры «Да-нет». Показ презентации (на слайдах изображены растения и животные).

Донник. Верно ли, что это растение является целебным, славится как отличный медонос и служит хорошей кормовой травой?

Люцерна. Верно ли, что это растение в народе назвали медункой?

Тимофеевка луговая. Верно ли, что эта трава является медоносным растением?

Мятлик луговой. Верно ли, что лошади достаточно ста граммов этой травы, чтобы насытиться?

Пырей. Верно ли, что это растение – злостный сорняк в садах, полях, но на лугах – хорошая кормовая трава, дающая отличное сено?

Журавль, аист. Верно ли, что этих птиц можно встретить только на лугу?

Перепел. Верно ли, что эта птица вьёт гнездо на деревьях?

Сова. Верно ли, что эта птица питается мышами?

Пустельга. Верно ли, что эта птица охотится только в воздухе?

Луг. Верно ли, что растения и животные в этом природном сообществе живут в тесной связи, сообща?

Взаимопроверка по ключу ( + + — — + — — + — + ). Если ответ верный, то ставим 1 балл, если нет – 0 баллов. Подсчёт общего количества баллов. Выставление баллов в оценочные листы за первое задание картинный диктант (если не было ошибок, то ставят 2 балла, если были ошибки – 1 балл, если всё неправильно – 0 баллов).

III . Подготовка учащихся к работе на основном этапе

В нём животных охраняют, кормят и оберегают,

Запрещают здесь охоту. Проявляют здесь заботу

О растениях лесных, луговых и полевых

Водоёмов и болот – вся природа здесь живёт

Под охраной человека много лет от века к веку. (Заповедник).

— Посмотрите на облако слов. Какие слова вы видите? (Природа, охрана, Беларусь). Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Читайте также:  Общегеологических запасах природного газа

4.Сообщение темы и целей урока

— Тема сегодняшнего урока «Охрана природы – важная задача государства». Вы узнаете, как в нашей стране заботятся о сохранении лесов, водоёмов, лугов и болот; что такое заповедники, каковы причины их возникновения; какие охраняемые территории есть в нашей республике.

IV . Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Актуализация опорных знаний

— Как называется эта книга? (Красная книга Республики Беларусь)

— Есть ещё и Чёрная книга, её называют Книгой памяти. В неё занесены виды растений и животных, которые навсегда исчезли с лица земли и их уже не вернуть.

— Как вы думаете, что делают люди для охраны природы родного края? (оберегают растения и животных, создают законы, заповедники)

— В основном законе Республики Беларусь Конституции записано: «Охрана природной среды – долг каждого».

— Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. Но они ошиблись. Мусор заполнил планету; транспорт, заводы и фабрики загрязнили воздух; исчезли дикие животные и растения.

— Как вы думаете, по чьей вине страдает природа?

— Кто может спасти её? О чём просит нас природа?

— Используя природу, люди иногда наносят ей вред. Необходимо охранять природу. А что значит охранять природу? (не рвать цветы, не ломать деревья, не мусорить, не пугать зверей и птиц, не жечь костры, не разорять муравейники, не охотиться, не браконьерствовать, не стрелять с рогатки, не разорять гнёзда, создавать законы, создавать заповедники)

— Наше государство заботится о сохранении уникальной природы Беларуси, создавая не только законы, но и охраняемые природные территории. Это заповедники, заказники, национальные парки.

2. Работа с учебником (стр. 74-75)

— Мы узнаем ещё больше об охраняемых территориях, когда поработаем с учебником (заполняется кластер).

— Найдите и прочитайте, что называют заповедником.

— Что охраняется в заповедниках?

— Какая деятельность в заповедниках запрещена?

— Перечислите название заповедников, которые есть в Республике Беларусь.

— Прочитать, что называют национальным парком.

— Что находится под охраной?

— Какая деятельность запрещена в национальных парках?

— Перечислите название национальных парков, которые есть в Республике Беларусь.

— А ещё есть заказники. В них под охраной находятся отдельные виды животных и растений. Заказник может посетить любой желающий. Но это не место для туризма, здесь нельзя устраиваться на отдых, запрещено жечь костры, шуметь. В Беларуси более 500 заказников.

Природные охраняемые территории Беларуси

запрещена всякая хозяйственная деятельность

использование только для туризма

запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности

Беловежская пуща, Нарочанские озёра, Браславские озёра, Припятский

Каждой группе даны текст, карта заповедников и план вопросов; командир группы распределяет вопросы каждому учащемуся, они ищут в тексте ответы на свои вопросы, после чего в определённой последовательности зачитывают получившийся текст и прикрепляют на физическую карту название своего парка или заповедника.

Припятский национальный парк

Белорусское Полесье – сильно заболоченная низменность. Полесье называют главным болотом Европы. Ошибки в осушении болот привели к тому, что на значительной части Полесья снизился уровень подземных вод, обмелели маленькие речушки, произошли изменения в растительном и животном мире. Для сохранения уникальной природной среды Белорусского Полесья вдоль правого берега реки Припять был создан Национальный парк «Припятский».

Читайте также:  Охрана природных ресурсов ярославской области

Здесь встречаются многие редкие охраняемые растения: лилия саранка, касатик сибирский, водяной орех, прострел луговой.

На заповедной территории много животных. Здесь можно встретить лося, косулю, лесную куницу, рысь, выдру, бобра, ондатру, енота-полоскуна. Очень много и птиц. Среди них очень редкая птица змееяд, а также беркут, пугач, кулик-сорока. А ещё здесь обитает 20 видов земноводных, 7 видов пресмыкающихся, 36 видов рыб.

1.Найти на карте и обозначить, где находится Припятский национальный парк?

2.К чему привели ошибки в осушении болот?

3.Что было создано для сохранения уникальной природной среды Белорусского Полесья?

4.Какие редкие охраняемые растения встречаются в Припятском парке?

5.Каких животных можно встретить на заповедной территоии?

6.Кто ёщё обитает в этом парке?

В ста километрах севернее Минска расположен Березинский заповедник. Семь лет назад ему исполнилось 90 лет.

Вначале этот заповедник называли бобровым, так как настоящим хозяином реки Березины можно назвать речного бобра. В этом уголке природы старались уберечь зверька, которого истребляли из-за ценного меха.

Леса здесь сосновые, еловые, лиственные и дубравы. Грибы здесь растут в изобилии: учёные насчитали четыреста шестьдесят три вида грибов. В реках и озёрах водится более тридцати видов рыб. Особая гордость заповедника – птицы. Их более двухсот тридцати видов, а 58 видов птиц занесены в Красную книгу. Среди них тетерев, глухарь, беркут, филин.

Самый крупный хищник леса – бурый медведь. На территории заповедника насчитывается до тридцати медведей.

В заповеднике живёт стадо диких зубров. Они способны добывать себе пищу и защищаться от хищников самостоятельно.

Самым распространённым животным заповедника является лось. Его можно увидеть в сосновых лесах и на болотах. Численность лосей в заповеднике достигает четырёхсот особей. Сегодня Березинский заповедник – уголок, которым гордятся Беларусь и вся Европа. Здесь сумели сохранить то, что могло быть безвозвратно потеряно для природы, для людей, для планеты.

1.Найти на карте и обозначить, где находится Березинский заповедник?

2.Кто является настоящим хозяином Березины?

3.Какие леса в Березинском заповеднике?

4.Сколько видов грибов насчитали учёные?

5.Сколько видов рыб водится в реках и озёрах?

6.Сколько видов птиц занесены в Красную книгу и какие это птицы?

7.Кто является самым крупным хищником леса?

8.Стадо каких животных живёт в заповеднике?

9.Кто является самым распространённым животным заповедника?

10. Какова численность лосей в заповеднике?

Беловежская пуща расположена на территории Беларуси и Польши. Это самый большой участок леса в Европе, который сохранился с давних времён.

Почти восемьсот лет назад князь Владимир Волынский приказал построить на реке Лесной круглую белую сторожевую башню для охраны своих владений от набегов врагов. Башня по-белорусски «вежа». От белой башни и получила лесистая местность название Беловежская пуща. Беловежская пуща – уникальное место нашего края, охраняемое государством.

Читайте также:  Какая природная зона занимает наибольшую площадь африки

Около двухсот лет назад в Беловежской пуще из-за сильной засухи произошёл самый крупный за её историю пожар. Много диких животных погибло.

Сто два года назад был убит последний зубр, истреблены лани, сократилась численность оленей и кабанов.

Около ста лет назад учёные выяснили, что на всём земном шаре осталось 52 зубра, очень мало. После этого в пуще был создан зубропитомник, где восстанавливали численность зубров. Сейчас этих животных около трёхсот.

В пуще есть растения, каких нигде в Беларуси не встретишь. Возле деревни Белый Лесок растут белые пихты. Хвоя её совсем не колется, каждая хвоинка мягкая, с белым восковым налётом. Поэтому и называется пихтой белой. Есть в пуще и плющ. Тот самый, что мы выращиваем на подоконниках. Правда, он тут не вьётся по деревьям, а лежит на земле длинными плетями. К сожалению, он никогда не цветёт.

1.Найти на карте и обозначить, где находится Беловежская пуща.

2.Откуда произошло название Беловежская пуща?

3.Почему около двухсот лет назад в пуще погибло много животных?

4.Для чего в пуще был создан зубропитомник?

5.Сколько сейчас зубров в пуще?

6.Какое растение можно встретить только в Беловежской пуще?

7.Почему это растение называется пихтой белой?

4. Этап релаксации и отдыха

5. Представление группами получившихся рассказов

— Оцените свою работу в группе (оценочный лист)

6. Просмотр фильма «Беловежская пуща»

— Ещё больше вы узнаете о Беловежской пуще, посмотрев о ней фильм. Вы должны быть внимательными, чтобы потом сказать, что нового и интересного вы ещё узнали.

— Что интересное вам запомнилось?

V .Этап закрепления новых знаний и способов действий

— От кого зависит сохранность природы родного края?

— Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу? (сажать цветы, деревья, не мусорить, собирать макулатуру)

VI . Этап применения знаний и способов действий

— Закрепим ваши знания, выполнив задания в тетради на печатной основе (стр.30-31)

— Представьте, что вы создали свой клуб охраны природы. Нарисуйте для него эмблему и запишите слоган.

VII . Этап коррекции знаний и способов действий

Проверка выполненных заданий. Выставление баллов в оценочный лист за каждое задание. Подсчёт общего количества баллов (поурочный балл состоит из общего количества баллов в оценочных листах, полученных на разных этапах урока).

VIII . Этап обобщения и систематизации знаний

— Для чего люди создают заповедники, национальные парки?

— Как называется самый знаменитый национальный парк Беларуси?

— Кто является символом Беловежской пущи?

— Как называется национальный парк, который был создан для сохранения неповторимой природы Беларуси вдоль берега реки Припять?

— Какие причины привели к тому, что люди начали создавать природоохранные объекты (заполняется скелет рыбки слева)?

— Как мы можем их решить (заполняется скелет рыбки справа)?

— Что для этого мы должны делать (заполняется хвостик)?

-Какое основное понятие у нас получилось (голова)?

— Наша таблица похожа на золотую рыбку. Поэтому наше желание сохранить природу обязательно исполнится, нужно только чуть-чуть помочь рыбке и соблюдать перечисленные правила.

Равнобедренный треугольник: территория, где природа сохраняется в естественном виде

Источник

Оцените статью