Охрана природы задачи охраны

1.Предмет и задачи природопользования и охраны природы.

Природопользование (как практическая деятельность человека) — использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Природопользование (как наука) — область знаний, разрабатывающая принципы рационального (разумного) природопользования.

Природопользование включает в себя:

— охрану и возобновление природных ресурсов и их переработку;

— использование и охрану природных условий среды жизни человека;

— сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

— регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть общее и специальное в зависимости от необходимости разрешения на использование природных ресурсов.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование воздухом, водой и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование регулируется экологическим законодательством.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе.

Понятие об охране природы.

Охрана природы (окружающей природной среды) — система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.

Читайте также:  Казахстан оценка природных ресурсов

Цели и задачи природопользования как науки. По Ю.Н. Куражковскому (1969), «задачи природопользования как науки сводятся к разработке общих принципов осуще­ствления всякой деятельности, связанной либо с непосред­ственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями».

Основные цели природопользования как науки:

  1. Рациональное размещение отраслей производства на Земле.
  2. Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.
  3. Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:

Источник

2. Понятие, принципы, задачи охраны окружающей среды. Источники.

Охрана окружающей среды — это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей живущих и грядущих поколений.

Участие государства в этих мероприятиях закономерно и обязательно, поскольку охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности человека — неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.

В ч.1ст.46 Конституции РБ закреплено, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».

Государственная политика в области охраны окружающей среды строится в соответствии со следующими принципами:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
  • соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
  • сочетание национальных и международных интересов в области охраны окружающей среды;
  • рациональное использование природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. В ч.2ст.46Конституции Республики Беларусь определено, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;
  • гласность в работе, тесная связь с общественными объединениями и населением при решении природоохранных задач.
  • обеспечение безопасного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды;
  • регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, охрана естественных богатств, природного окружения, ландшафтов и других природных комплексов.
  • климатические ресурсы,
  • атмосфера (включая озоновый слой),
  • земля, ее недра и почва,
  • вода (поверхностная, подземная и почвенная влага),
  • растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах обитания и произрастания,
  • типичные и редкие ландшафты,
  • иные природные объекты как компоненты экологических систем и биосферы.
  • планирование и нормирование качества окружающей среды мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения;
  • страхование граждан, образование государственных, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;
  • возмещение в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
  • привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окружающей среды, препятствующих выполнению гражданами и общественными объединениями их прав, вытекающих из законодательства Республики Беларусь; другие гарантии, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
  • последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии;
  • развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;
  • совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
  • усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;
  • реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население;
  • создание надежных систем мониторинга окружающей среды;
  • повышение уровня экологического образования и воспитания населения;
  • обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях.
  • завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения;
  • выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших;
  • упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения;
  • отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев.
  • поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни;
  • осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения;
  • снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий;
  • снижение социально-психологической напряженности;
  • защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов;
  • совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Читайте также:  Китай индия слабо обеспеченные природными ресурсами

Источник

Оцените статью