Конспект урока по биологии в коррекционной школе «Охрана птиц»
методическая разработка по биологии (8 класс)
Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный. Творческая мастерская
Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.
— обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с редкими видами птиц родного края;
— коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
—воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
Умение работать самостоятельно, в группах.
Умение работать с дополнительной литературой и находить нужную информацию.
Умение анализировать и делать выводы.
Подготовительная работа : экскурсия в (экологический) краеведческий музей;
отчёт по экскурсии — презентация.
Формируемые понятия: заказник.
Дидактические средства и материалы:
карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», «Заповедник», музыка: фрагмент «Звуки природы», А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.45 КБ |
презентация к уроку | 2.59 МБ |
загадки | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока : урок закрепления и обобщения полученных знаний.
Вид урока: комбинированный. Творческая мастерская
Цель урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц, обосновать необходимость охраны, познакомить с редкими исчезающими видами птиц.
— обучающие : создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний по экологии птиц, по охране природы; познакомить с редкими видами птиц родного края;
— коррекционно-развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
— воспитательные: воспитывать интерес и любовь к птицам, чувства долга перед природой.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
Умение работать самостоятельно, в группах.
Умение работать с дополнительной литературой и находить нужную информацию.
Умение анализировать и делать выводы.
Подготовительная работа : экскурсия в (экологический) краеведческий музей;
отчёт по экскурсии — презентация .
Формируемые понятия: заказник.
Дидактические средства и материалы:
карта Меленковского района с указанными заказниками, фото птиц с их описанием, дидактический материал к играм «Напоминающие знаки», «Заповедник», музыка: фрагмент «Звуки природы», А.Градский «Песня о птицах», ноутбук, презентация.
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Звучит музыкальный фрагмент «Звуки природы» На фоне музыки слова учителя:
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых —
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Ну, дрозды, ну, синички .
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
И еще утверждаем . Что мы любим природу.
У : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в творческой мастерской «Охрана птиц» (привлечь внимание на запись на доске). Рассмотрим многообразии охраняемых птиц нашего края, поговорим о необходимости их охраны. Для творчества у вас на столе находится необходимый материал ( папки с заданиями)
2. Индукция- пробуждение личностного интереса с целью более надежного привлечения внимания ребят. Прослушивание » Песни про птиц»( А.Градский .) начать с фразы:
У: я познакомлю вас с одной историей. которую невозможно слушать без боли и страдания. ( пауза- это создает атмосферу ожидания ,ее следует выдержать. Учитель может только доброжелательно встречаться взглядом с учащимися и терпеливо ждать суждения самых терпеливых ребят)
У: О чём говорится в этой песне.
Ответы детей: птиц стреляют. стреляют для развлечения и веселья.
У : Итак, появилась проблема.
( предложить учащимся на доске закрепить: Проблема: почему гибнут птицы? )
У: Птицы. Почему они гибнут.
Ответы детей: . загрязнение окружающей среды, убивают птиц, разоряют гнёзда, они погибают от холода и голода.
( По законам мастерской надо дать ребятам возможность выговориться, но долгой паузы не должно быть )
У : Да, человек- одна из главных причин гибели птиц. Люди вырубают леса, осушают болота, мелеют реки — нарушаются места обитания пернатых.
4. Принятие радикальных мер в защиту птиц.
У: Конечно, многие меры охраны осуществляют только специалисты. А сколько есть дел посильных каждому из нас? Чем мы можем помочь птицам?
-Я предлагаю вам высказаться в защиту птиц, предложить свои меры по их охране в экологической игре «Напоминающие знаки ». Мы с вами вспомним правила поведения в природе. Перед вами знаки, несущие определенную информацию. Ваша задача сформулировать правило под этими рисунками. Объясните каждый знак – почему следует поступать так, а не иначе. Например, знак с изображением красной книги — это означает, что редкие и исчезающие виды птиц взяты под охрану. Вы продолжаете.
- Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.
- Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
- Не шуми в природе.
- Не уничтожайте птиц.
- Подкармливать птиц зимой, развешивать кормушки.
- . весной искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
- Не руби деревья.
- Проводить акции по охране и защите птиц.
У: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с экологической игрой, но вы не назвали еще один способ охраны птиц. А вот что это за способ охраны вы узнаете, отгадав зашифрованное слово. Перед вами загадка (слайд ), прочитав которую вы должны отгадать птицу. Первая буква в названии птицы будет служить ключевой буквой в нашем зашифрованном слове( на доске).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (на доске открывается поочередно буквы зашифрованного слова).
У: получилось слово «Заказник»
— Давайте вспомним, что такое заказник?
Ответы детей: охраняемая территория.
У: Да, ребята, заказник способствует охране не только животных, растений, но и птиц.
6. Творческие работы учащихся.
У: Посетив краеведческий музей, мы познакомились с охраняемыми территориями Меленковского района, с многообразием птиц родного края. Узнали птиц, занесенных в Красную книгу Владимирской области. Вам было предложено составить отчет по теме «Охрана птиц».
Послушаем Латышева Дмитрия и Бондаренко Альбину (презентация).
У: Один из способов приблизиться к природе является изготовление скворечников и кормушек для птиц. Эти домики для птиц совмещают в себе и красоту, и пользу для окружающей нас природы. Ведь скворечник — это дом для птиц, а кормушка — столовая для них, сделанные руками человека, то есть это наша забота о братьях наших меньших.
— Предлагаю послушать Халдеева Даниила и Вихрова Никиту. Они представят нам свой фотоотчет (презентация ).
У: Работа по охране птиц- это не только практическая работа, но и экологическое просвещение. Поэтому перед Столяровой Натальей и Храмовой Лидией была поставлена задача: способствовать расширению знаний учащихся начальных классов о птицах.
У: Да, прекрасен мир, когда светит солнце, кругом свежо, зеленеет трава, цветут цветы, щебечут птицы . — не будь живописной природы, скучна была бы земная жизнь.
— чтобы это не случилось, послушаем обращение к нам — людям сегодняшним.
Песня «Раненная птица» исполняет Котвицкий Михаил.
7. Рефлексия — о т ражение чувств.
У: Подводя итог, мне хотелось бы узнать, какое задание вам на уроке понравилось, что вы запомнили и что было интересно узнать, где можете использовать полученные на уроке знания?
Пожалуйста, выберите любое предложение и продолжите ответ.
Мне было интересно узнать…
Полученные на уроке знания использую.
У: — Многообразие видов птиц- это показатель экологического благополучия природной среды.
-Мы должны сохранить этих птиц для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь! Ребята, запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так и мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на планете Земля. Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим .
У: Ребята, обычно в марте в нашей школе проводим «праздник птиц».
Предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучший скворечник.
У: Ребята, благодарю вас за активное участие в работе нашей мастерской. Вы все на отлично справились с заданием.
У: Урок закончен. Всем спасибо!
Источник