— Почему же нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле?
— Кто же виноват в этих нарушениях?
— Какие еще экологические проблемы вы можете назвать?
2. Экологические знаки.
3. Поведение в природе.
Перед вами рисунки, на которых изображено поведение детей в природе.
— Подумайте, как вы докажите этим детям, почему не следует так вести себя в природе.
— Вы, ребята, сейчас работали экологами, называли правила поведения в природе, которые помогут сберечь нашу планету, наш Зелёный дом. А кто такие экологи? Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди во всем мире отмечают День Земли 22 апреля.
4. Знакомство с Красной книгой.
— Посмотрите, что я сегодня принесла на наше занятие. Правильно – это Красная книга. А что вы о ней знаете?
— Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В нее занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: растения и животные в беде, помогите им! Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России была создана в 1974 году. В ее списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растет. Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном представителе природы, можно сразу определить, в каком положении оно находится. Сначала идут черные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это саблезубый тигр, бескрылая гагарка, странствующий голубь и другие. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого не спасти без специальных мер охраны. Их мало, но еще можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена и другие. На желтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, пятнистый карликовый тушканчик, морж и другие. На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук геркулес. На белых страницах говорится о видах, вообще редких на Земле. Они обитают на небольших площадках. Это белый медведь, снежный барс, пятнистый олень, утконос. Последние страницы Красной книги — зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Это бурые медведи.
В Орловской области создана своя Красная книга. (показ)
5. Рассказ о заповедниках.
— Если сорвать один цветок – появится маленькая рана на теле планеты, но людей много, и маленькие раны сливаются в большие. Что делать?
— Да, правильно. В нашей стране принят закон об охране и использовании растительного и животного мира, созданы заповедники и заказники. Я для вас отметила на физической карте России разноцветными точками охраняемые территории, всего в России 109 заповедников! (с 2014 года, включая Крым).
— Кто мне скажет, как называется особо охраняемая территория в Орловской области?
Национальный парк «Орловское полесье» расположен на северо-западе Орловской области. Он создан в 1994 году с целью сохранения уникального сообщества южно-русской тайги и занимает 77 745 га. На территории национального парка обитает более 900 видов растений и более 270 видов позвоночных животных, из которых 23 вида растений и 89 видов животных занесено в Красные книги разных уровней.
Одним из основных направлений деятельности национального парка, которое ведется с 1996 года, является формирование устойчивой вольной популяции европейского зубра в рамках Программы сохранения зубров в России. Из видов, включенных в Красную книгу России, на территории парка произрастают: чилим, или рогульник плавающий, пальчатокоренник майский. Такие виды, как рябчик шахматный, лук медвежий, прострел раскрытый включены в список редких и охраняемых видов Орловской области. Из видов животных, занесенных в Красную книгу России, на территории парка встречаются: зубр, русская выхухоль, черный аист, большой подорлик, коростель.
— А почему все эти животные и растения попали в Красную книгу?
6. Обобщение.
— Назовите то и тех, кто может оказывать негативное влияние на природу. От кого надо охранять растительный и животный мир Земли?
— Кто должен охранят природу?
— Вот вы сказали, надо правильно себя вести. А что каждый из нас может сделать для охраны природы?
— А сейчас я вам предлагаю поработать в парах — нарисовать экознаки для школьной стенгазеты. У кого на столе лежит зеленый кружок – составить знаки поведения в лесу. У кого лежит синий кружок – на водоеме, желтый – на лугу, белый – в городе. А у кого лежит красный кружок, вам надо составить обращение к первоклассникам о бережном отношении к окружающим нас объектам живой природы.
— Кто справился с заданием, может свою работу разместить на доске. А вот обращения, которые вы составили мы сейчас послушаем.
— Почему природа нуждается в защите?
— Что делает государство для защиты природы?
— О каких проблемах экологии мы сегодня с вами говорили?
— А что бы вы пожелали всем людям на нашей планете?
Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и наш долг. М. Пришвин, обращаясь к ребятам, писал: «Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Давайте уважать законы природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме — на планете Земля!
Источник
Люди уже поняли, что природе на нашей планете грозит опасность. Поэтому природу начали охранять. На многих промышленных предприятиях приняты меры для того, чтобы в окружающую среду попадало меньше опасных веществ. Восстанавливают вырубленные леса. Под охраной находятся редкие растения и животные. Эти растения и животные внесены в Красные книги.
На Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить участки природы со всеми видами растений и животных, государства объявляют их заповедниками или национальными парками.
Заповедники — это особо охраняемые территории, где вся природа находится под строгой охраной.
Это закрытая зона. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и её смогут увидеть наши потомки во всей красоте и всём богатстве.
Источник