Охранять природу значит охранять жизнь план параграфа

Технологическая карта «Охранять природу – значит охранять жизнь»
план-конспект урока на тему

• Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.

• Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова,
Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2011.

• Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.

• Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010

1. Что значит относиться к природе по-человечески?

2. Тяжелые последствия безответственности.

Формирование представления о законодательстве по вопросам об охране природы, ответственном отношении к природе

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия
и термины

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-
компетентностного опыта/
приобретенная компетентность

Научатся: определять, что мы называем экологической моралью; характеризовать взаимодействие человека на природу.

Получат возможность научиться: выбирать критерии для сравнения; строить логические цепочки для рассуждений; анализировать выделенные признаки; принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению

Умеют: работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями; отбирать и анализировать необходимую информацию

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Источник

Методическая разработка по обществознанию «Охранять природу — значит охранять жизнь»

Цели и задачи: познакомить учащихся с основами экологической морали; воспитать стремление бережно относиться к природе, потребность соблюдать нормы экологического поведения.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объяснять значение понятия экологическая мораль; осмысливать необходимость бережного отношения к природной среде; объяснять модели нравственного и безнравственного взаимодействия с природой;

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: умение анализировать свои поступки с точки зрения экологической морали; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытия нового знания.

Организационный момент.

Здравствуйте! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Мотивационно-целевой этап.

Послушайте стихотворение Александра Городницкого.

Редеют неизменно год из года

Читайте также:  Нужно уметь любить природу

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Природе двадцать первого столетья

Не исцелить своих смертельных ран.

Опутанный мазутовою сетью,

За дымом не увидишь небосвода,

Из черных рек не зачерпнешь воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Нам никогда обратно не пробиться

Из окруженья. В поздний этот час

Мы спим беспечно, как самоубийца,

На пыльной кухне отворившей газ.

— О чем это стихотворение? Какие уроки из него можно извлечь?

Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Мы не задумываемся, чем они могут обернуться для последующих поколений.

— Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны сегодня ответить?

Тема урока: «Охранять природу –значит охранять жизнь»

Что значит относиться к природе по-человечески?

Тяжелые последствия безответственности.

Введение в новый материал.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить созданные руками человека «чудеса света». Но никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном нам во Вселенной. Эта наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока не открыли. Величайшим, потому что сосредоточивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, — рождение и историю планеты, возникновение жизни, разума.

Человек – часть природы. Люди неразрывно связаны с ней тысячью нитей. Сохранять природу – сохранять жизнь. Что же должен делать человек, чтобы найти выход из сложившейся кризисной ситуации? Как должен вести себя каждый из нас по отношению к природе? Давайте обсудим.

Что значит относиться к природе по-человечески?

Работа в группах, прочитайте п.1 §16 учебника и ответьте на вопросы.

— В чем заключается специфика работы семьи Пажитновых?

— Почему ученые отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что вас поразило в этой истории больше всего?

Работа в парах: составьте словесный портрет ответственного человека. Первый ученик в группе называет качества , а второй – поступки.

Ответственный человек:

Активный, упорный, настойчивый в своих стремлениях.

Чувствует ответственность за все, что его окружает

Стремится делать что-то полезное

Умеет предвидеть последствия своих поступков

Самостоятельно прочтите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на странице 133,134 учебника и ответьте на вопросы.

Тяжелые последствия безответственности.

Человечество – это своеобразная болезнь планеты, вызывающая появление на теле земли глубоких язв и разных наростов. Это слова Владимира Солоухина. Прав ли он? Давайте посмотрим несколько слайдов и сделаем вывод.

Авария на Чернобыльской АЭС. В результате катастрофы был нанесен огромный вред окружающей среде – территория на десятки лет превратилась в мертвую зону. Последствия этой аварии до сих пор дают о себе знать.

Читайте также:  Курсовая работа природа творческих способностей

Знаменитое Сакское озеро, из глубин которого добывают уникальную грязь, способную поставить на ноги тысячи больных людей, в 1893 году разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая – «производила» соду. Разделение озера привело к образованию в нем нескольких изолированных водоемов, нарушив естественные условия его существования.

За год в атмосферу Земли выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа. В результате появляются озоновые дыры – над Антарктидой, Арктикой, Европой. Кислорода становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбрасываемых предприятиями черной металлургии и химической промышленности все больше.

Каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках купаться нельзя.

Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование человечества. Для животных лес – родной дом. А значит, из-за вырубки лесов животные обречены на гибель.

Прочитайте пересказ сказки Телешова «Белая цапля на странице 134,135 учебника и ответьте на вопросы на 136 странице.

Работа в парах: составьте характеристику безответственного человека. Первый ученик – качества, второй — поступки.

Безответственный человек:

Не заботится о том, что его окружает

Легкомысленный, не слишком умный

Не несет ответственности за свои поступки

Не умеет предвидеть последствия своих поступков

Не стремится делать что-то полезное

1 группа: работая с п.3 §16 охарактеризуйте идею господства над природой, представив аргументы.

2 группа: найти в этом же пункте идею сотрудничества и аргументы.

Сторонники господства над природой

Сторонники сотрудничества с природой

Человек – царь и властелин природы и может распоряжаться ее богатствами, как ему заблагорассудится.

Природа враждебна и равнодушна к людям.

Чтобы природа служила человеку, ее нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя.

Моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Природа щедро и бескорыстно отдает людям все, что имеет.

Нужно лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе она может наказать человека.

Моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Нужно научиться по-новому относиться к природе, поступать так, чтобы ей не навредить, не причинить зла.

Прочтите правила морали. Какие из этих правил выполняет каждый из вас? Зная эти правила, вы будете применять их впредь?

Изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с.138,139 учебника.

— Почему, будучи ребенком, Альберт Швейцер не захотел участвовать в играх мальчишек? – Какое моральное правило помогло ему?

Оцените свою работу на уроке.

Урок прошел отлично. Мне понравился.( хлопните в ладоши)

Урок был интересным , но у меня возникли вопросы. ( улыбнитесь)

Урок мне не понравился, я не слушал ( поднимите руку)

Выполним задания 1,2 рубрики «В классе и дома»

Читайте также:  Живая природа трава дерево

Домашнее задание: §16 прочитать. Творческое задание: приготовить сообщение на тему: «Как помочь природе».

Источник

Конспект урока по обществознанию 7 класс «Охранять природу- значит охранять жизнь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое назначение темы: приучение учащихся к анализу собственного экологического поведения. Правила экологической морали напрямую обращены к личности учащегося, призывают к личной ответственности, конкретным поступкам.

— Формировать у учащихся основы экологической культуры, осознанию личной ответственности за состояние окружающей среды, мотивировать на посильное участие в её сохранении и улучшении.

— Совершенствовать у учащихся умения руководствоваться нормами экологической морали в повседневной жизни.

— Развивать у учащихся следующе универсальные учебные действия: смысловое чтение; восприятие художественного текста, умение передавать его содержание; умение участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование урока Мультимедиапроектор, компьютер

Учитель читает стихотворение

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб.
Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени.
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)

Вопрос: Подумайте о чем сегодня на уроке пойдет речь и предложите как можно сформулировать тему урока?

Обучающиеся отвечают на вопрос и предлагают варианты названия темы урока. Выслушав ответы учитель (при необходимости) формулирует тему урока «Охранять природу- значит охранять жизнь.»

Проверка домашнего задания (самостоятельная письменная работа).

План изучения нового материала

1.Что значит относиться к природе по-человечески.

2.Тяжёлые последствия безответственности.

  1. Изучение первого пункта плана поможет школьникам ответить на вопрос о том, что значит относиться к природе по-человечески. Учитель рассказывает о жизни семьи учёных-биологов Пажетновых и организует обсуждение по вопросам, предложенным в учебнике (с. 133). Далее можно поставить более сложную задачу: постарайтесь объяснить, что же побуждает учёных вести столь непростой образ жизни. Учащихся необходимо подвести к мысли о том, что учёные руководствуются глубоким внутренним, моральным чувством, которое называется ответственностью. Учитель предлагает классу нарисовать словесный портрет ответственного человека. В ходе обсуждения следует помочь школьникам указать наиболее важные черты такого человека
  2. Изучение второго пункта плана используем дополнительный материал, который поможет учащимся выполнить задание.

— Сформулируйте вывод об отношении человека к природе и в чем опасность такого отношения? Изучение третьего пункта плана используем дополнительный материал, который поможет учащимся выполнить задание. Задание: Сформулируйте экологические правила отношения человека к природе.

Завершая урок, учитель знакомит школьников с личностью и идеями Альберта Швейцера в рубрике «Жил на свете человек». Если позволит время, желательно прочитать рассказ вслух. Заключительная беседа проводится на основе вопросов к рубрике. Домашнее задание: задания рубрики «В классе и до-ма» (на выбор учащихся). Учитель может подчеркнуть, что задания 3—6 носят практический характер. Важно стимулировать стремление ребят выполнять их не формально, а проявлять инициативу и ответственность.

Источник

Оцените статью