1.4. Онтология культуры.
Концепция бытия культуры, ее сущности. Философский анализ «культуры». Разнообразие определений культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена. Открытость категории «культура». Культура как образованность. Культура как соблюдение этикета. Понятие светскости культуры. Культура с точки зрения исторического бытия. Культура в рамках социологии. Правовая культура. Уровни культуры.
1. В чем заключается сложность определения категории «культура».
2. Каковы основные уровни культуры.
3. В чем специфика философского анализа культуры.
- Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Гардарики, 1999.-336 с.
- Культурология. 20 век. Антология. М.: Юрист, 1995. -703 с. / Лики культуры/.
- Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-192 с. -/Словари 21 века/.
- Учебный курс по культурологии. /Под научн. ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2002, -576 с.
1.5. Основные функции культуры.
- Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Гардарики, 1999.-336 с.
- Культурология. 20 век. Антология. М.: Юрист, 1995. -703 с. / Лики культуры/.
- Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-192 с. -/Словари 21 века/.
- Учебный курс по культурологии. /Под научн. ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2002, -576 с.
1.6. Историческая типология культуры.
- Что такое типология культуры
- Каковы основные парадигмы исследования истории мировой культуры.
- Каковы основные подходы к типологии культуры.
- Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. /Под ред. проф. Г.В.Драча. М.: Гардарики, 1999.-336 с.
- Культурология. 20 век. Антология. М.: Юрист, 1995. -703 с. / Лики культуры/.
- Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-192 с. -/Словари 21 века/.
- Учебный курс по культурологии. /Под научн. ред. проф. Г.В.Драча. Ростов н/Д: Феникс, 2002, -576 с.
- Культурология. Учебное пособие. Москва. Альфа-М, 2003. -462 с
Источник
Онтология культуры – это учение, рассматривающее концепцию бытия культуры
В современной философии вопросы бытия по-прежнему остаются самыми фундаментальными, как и во всех философских трудах, написанных ранее. Один из разделов философии — онтология — это учение о сущем (бытии), его поисках. Под бытием следует понимать философскую категорию, которая обозначает собой все, не зависящее от сознания человека. Бытие имеет несколько видов — общественное, индивидуальное и бытие природы. Общественное бытие — это совокупность принципов и законов, по которым существует и развивается общество. Индивидуальное бытие представляет собой систему принципов и законов, согласно которым живет отдельно взятая личность. Оно также включает в себя внутренний мир каждого. К бытию природы принадлежит все существующее, за исключением человека. Поэтому онтология как учение о бытии рассматривает разные его аспекты.
Человек окружен многочисленными предметами, вещами, которые обладают различными свойствами. Они и образуют так называемый окружающий мир. У людей по-разному может складываться представление об этом мире, но все они признают, что он существует реально, это и есть его бытие.
Философское понятие бытия заключается в связи многообразных предметов, обладающих разными свойствами, между собой и со всем остальным, что существует в мире. Поэтому онтология — это учение о сущем (бытии) как единой системе, все составные которой пребывают в тесной взаимосвязи, создавая тем самым единство, целостность. Одновременно с этим мир дискретен, разделен, но он обладает четкой структурой.
Можно сказать, что онтология как учение о бытии представляет собой метафизику бытия, то есть научное знание о принципах бытия и сверхчувственных началах.
Что входит в понятие онтологии культуры
Онтология, являясь особым разделом философии, описывает универсальные и всеобщие законы. В частности, ее подразделом является онтология культуры (это особый объект анализа, который не сводится к природе, обществу, реальности, но представляет собой пространство, где рождаются смыслы бытия, передающиеся с помощью символов и знаков).
Культурное пространство невозможно описать, руководствуясь законами развития общества и природного бытия. Этому пространству свойственны особые онтологические характеристики, ведь оно является продуктом творения человека. Культура является одной из моделей мира, с помощью которой можно описать структуру отношений в обществе.
Таким образом, онтология культуры – это подраздел философии, изучающий место, которое занимает культура как сфера деятельности человека в духовном и материальном аспектах.
Материальная, духовная и художественная культура
Под понятием «культура» следует понимать совокупность ценностей как материальных, так и духовных, способы их создания, умение сохранять их и использовать для дальнейшего развития человечества, предавать своим потомкам.
Принято считать, что онтология культуры — это материальная, духовная и художественная культура. Материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Таким образом, она связана с коммуникативной и преобразовательной деятельностью.
Духовная культура — это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе, складывающееся в процессе деятельности. Поэтому можно утверждать, что духовная культура объединяет различные виды деятельности – коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную.
Художественная культура — это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура пребывает в тесной взаимосвязи со всеми видами искусства. Она включает в себя следующие составные части: искусствоведческие науки, художественное производство, художественную критику, «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями). Эти составляющие формируются и развиваются вокруг своего центра – искусства.
Таким образом, онтология культуры — это раздел философии, рассматривающий вопросы, связанные с фундаментальными принципами бытия культуры, научно-теоретическими проблемами ее сущности.
Источник
Тема 4. Онтология культуры
Закономерности процесса культурогенеза. От биологической формы бытия – к антропосоциокультурной. Место культуры в системе бытия и её строение. Антропологические аспекты культуры: культура и человек, культура и общество, культура и природа, культура и личность. Историческая динамика бытия культуры (синхронный и диахронный подходы, синергетический, традиционализм и т.д.). Аккультурация и ассимиляция как процессы взаимовлияния культур. Межкультурная коммуникация; диалог культур.
Методические рекомендации по изучению темы. Для успешного освоения данной темы необходимо глубоко проработать следующие вопросы: Культурогенез: закономерности процесса. Культурология как знание разных культур в их отличии друг от друга, осознание человеком своей культурной идентичности, или, другими словами его культурное самосознание; основные понятия теории межкультурной коммуникации и проблема «диалога культур». Аккультурация и ассимиляция как процессы взаимовлияния культур.
По данной теме необходимо:
знать: закономерности культурогенеза; специфику межкультурной коммуникации как коммуникации между разными народами; понятия культурной идентичности, этноидентичность; культурные универсалии
уметь: определять базовые понятия и категории межкультурной коммуникации.
Литература: [2], [42], [31], [38], [39], [40], [48], [57], [66], [75], [79], [81].
- Закономерности культурогенеза в истории человечества. Место культуры в системе бытия.
- Соотношение понятий культура и природа.
- Каковы исторические закономерности взаимодействия культуры и общества.
- Особенность духовной культуры в системном бытие культуры.
- Характерные особенности материальной культуры в системной целостности культуры.
- Межкультурная коммуникация как коммуникация между разными народами.
- Дайте определения: этническая культура, национальная культура, мировая культура
Основные понятия к теме 4
Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.
Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних и внутренних сил.
Диахронный подход к культуре – аналитический подход, направленный на изучение и сравнение различных явлений и процессов культуры, а также их черт во времени; противоположен синхронному подходу, который сводится к сравнению одновременно существующих явлений и объектов культуры.
Коммуникация межкультурная – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.
Культурогенез – процесс зарождения культуры.
Культурная компетенция – совокупность знаний и навыков, обеспечивающих понимании е ценностных установок, психологических особенностей и социокультурной идентичности, свойственных данной культуре.
Культурный шок – состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающее в процессе столкновения индивида с иной культурной реальностью; реакция личности на конфликт между привычными для него ценностями, нормами, языком и аналогичными явлениями, характерными для новой среды, в которой он оказался.
Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами.
Толерантность – терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам и идеям.
Источник