Определение понятия природа бытие

Природа (естество, сущность)

Приро́да (естество́, су́щность) — бытие, характеризуемое сущностными различиями; онтологическое содержание ипостаси.

1) Сущность Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа одна – божественная. Бог един по сущности и троичен в Лицах.
2) Сущность по отношению к объектам тварного мира – общее неизменное «начало», охватывающее тварные индивидуумы, представляющие тот или иной низший вид (человек, лягушка, лиса) и объединяющее их как вид. В этом значении «вид» и «природа» – синонимы.
3) В Лице Господа Иисуса Христа заключены две сущности (природы): божественная и человеческая. Они соединены в Нём неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно).
4) Тварный мир.

В каких областях богословия термин «природа» употребляется в первых двух значениях?

В значении «сущность» («естество») понятие «природа» употребляется в таких разделах Православной Догматики как учение о Пресвятой Троице, учение о Лице Господа Иисуса Христа, учение о человеке (см. подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).

При этом в формате учения о человеке термин «природа» нередко заменяется синонимом «вид». В разделе же о Пресвятой Троице такая замена недопустима.

Это связано с тем, что понятие «человек», в зависимости от вариантов употребления, может указывать и на представителя (человеческого) вида, и на вид в целом.

Как вид человек объединен с некоторыми другими видами более общей структурой — родом (род — это то, что охватывает собой несколько видов, имеющих общие родовые характеристики). Так, например, род «живое существо» включает в себя и «человека», и различные виды животных.

Бог же, будучи Самобытным, Сам в Себе есть превыше всего. Он не имеет над Собой никакого более общего рода, объединяющего Его с какими-либо прочими видами. Поэтому, хотя мы и говорим, что Три Лица Пресвятой Троицы имеют единую сущность, однако не утверждаем, что Они принадлежат одному виду и являются Друг по отношению к Другу обособленными Индивидуумами.

Языческие философы, различали субстанцию (ousia) и природу (phusis). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же – субстанцию, определенную ее существенными разностями…

Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphe|n), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia – субстанция – происходит от (глагола) einai, а phusis – природа – от глагола pephukenai, но einai и pephukenai означают одно и то же – быть, существовать. Равным образом слова eidos – вид и morphe|| – форма – имеют значение одинаковое со словом phusis – природа. Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это – акциденции, характеризующие ипостась.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов хабаровского края адрес

Анафема поместного Константинопольского Собора 1087 г. против мон. Нила Калабрийского.

«Если кто станет учить, что все человеческие ипостаси пребывали в воспринятой Владыкою плоти и сообожились с нею, да будет анафема. Ибо это очевидная нелепость и, более того, явное нечестие. Как, по здравому рассуждению, может пребывать в чистой и не имеющей никакого греха [Христовой плоти] то, что сделалось скверным и нечистым? Как можно обоженному низвергнуться в погибель? И не Богородицей ли будет тогда и родительница [всякого человека]? И, что всего смехотворнее, не увлечет ли развратник, отсылаемый в геенну, с собою и содержащую его [плоть Христову]? И множество еще подобных порождений этой нелепицы может обнаружить тот, кто рассмотрит ее внимательнее.

Если кто станет нести вздор, будто лишь по Воскресении обожился Господь наш Иисус Христос, восприняв обожение как награду за добродетельную жизнь, да будет анафема. Ибо мы веруем, что обоготворилась плоть Владыки в силу самого соединения и общения, как богословствует песнопевец (μελωδοῦ), а по Воскресении она сделалась нетленной».

Gouillard J. Le Synodikon del’Orthodoxie: ed. et comment. // Travaux et mémoires. 1967. Vol. 2. P. 300–303.

Близкие понятия

Источник

Бытие вещей, процессов и состояний природы

Целостный мир — это всеобщее единство, которое включает в себя множество вещей, процессов, явлений и т.п. Следуя философской трактовке, их можно назвать сущими, а мир в целом, — сущим как таковым. Всеобщие связи бытия проявляются не иначе как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Определённость сущего характеризует место его индивидуального бытия и его место в целостном бытии. Но как бы ни были уникальны отдельные проявления бытия, практика и познание требуют, чтобы оно обобщалось, объединялось в группы, а также в весьма обширные целостности. При объединении единичных сущих в целостности, человеческая мысль учитывает то, как именно, единичное существует. Улавливая определённое сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия Таких групп много.

Проблема формы бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей. Важна и для философии. Разрешение основного вопроса философии об отношении мышления к бытию, зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм.

Сосредоточив внимание на диалектических различиях между основными формами бытия, т.е. на их взаимосвязях, целесообразно выделить различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов, которое делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

2. бытие человеческое, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3. бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

Читайте также:  Английские сады природного стиля

4. бытие социального: индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Вещи, процессы и состояния природы возникли и существовали до человека, существуют до, вне и независимо от сознания и деятельности людей. Это бытие «первой природы». Природа в целом бесконечна в пространстве и во времени. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то, т.е. их небытие сменяется их бытием. Их бытие и сохраняющееся, и исчезающее. Бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных сущих в непреходящем бытие природного мира как целого. «Первая природа» — благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания — является реальностью особого типа. Она объективная и первичная реальность (человек и его дух рождаются, благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли существовала без человека). Без природы невозможны жизнь и деятельность человека.

Бытие предметов и процессов «второй природы» состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актом человеческого труда, познания, творчества. «Вторая природа» — это комплексная (природно-духовно-социальная) реальность; она дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, реально воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи и не может считаться совершенно независимой от сознания человека.

Бытие человека в мире вещей. С точки зрения материалистического подхода, человек предстаёт как вещь среди вещей, как тело среди тел. Наличие тела делает человека преходящим существом. Погибнув, оно не исчезает из непреходящей природы, а переходит в другие состояния «первой природы».

Человеческое бытие. Факт существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей, порождает диалектическую взаимосвязь между бытием человека в мире вещей и социальным бытием.

Бытие индивидуализированное (духовное). Духовное — это единство многообразного, которое охватывает процессы сознательного и бессознательного. Оно включает в себя сознание индивида. Сложность этого бытия состоит в том, что сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических процессов, к ним принципиально не сводимы. Элементы сознания и самосознания являются идеальными образованиями.

1. неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела (автоматически);

2. процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе перемещающиеся в поле сознания;

3. процессы художественной, научной, философской и иной интуиции, вызревающие в душе человека, высшие побуждения духа.

Сознание индивида «локализовано» в общественном человеке и обусловлено бытием общества и развитием истории.

Бытие объективированное духовное — рождается в лоне человеческой культуры и принадлежит к внеиндивидуальным формам бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные, знаково-символические воплощения духовного. Язык — это один из ярких примеров единства индивидуального и объективированного духовного. Это бытие материализуется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные носители духовного — это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, плёнки фильмов и т.д.). Элементы этого бытия способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Читайте также:  Использование природно климатических условий

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Бытие материя природа.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами.

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

логический – материя как философская категория;онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

Бытие — филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает существовать. Признание факта существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого чел. Природа

Вопрос о понятие природы является открытым, т.е. не существует однозначного определения природы. В этой связи можно заключить, что понятие природы является научно – ф-кой проблемой, — часто, в литературе понятие природы отождествляется с понятием материи, что не правильно. Многие ученые утверждают, что природа это очень сложное образование и находящаяся в постоянном развитии, т.е. природа не является метафизическим, постоянным существом. – третий подход заключается в том, что природа определяется как сверхъестественное, в этой связи многие отождествляют природу с самим Богом. С точки зрения последних научных данных Природа – это совокупность естественных, физико-биологических, биопсихических процессов и явлений. Определенная часть психических процессов является составной частью природы. Существует и земное понятие природы. В данном случае природа есть непосредственно физико-биологические условия и среда существования человека.

Источник

Оцените статью