Определение природа человека философия

50. Понятие «природы человека» и его философские интерпретации.

Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе». С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть α заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос,  обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства. Т. о., идеал реален. Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок,  выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – праведник. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности). Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему познания, α выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия 18 в. также исходила с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в., α усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы, опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

Читайте также:  Доброй ночи гифки природа ночь

Источник

Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к определению природы и сущности человека.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Философский подходк человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия.

Первоначальные представления о человеке складываются еще до зарождения религии и возникновения философии. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек и боги в ней едины. В мифологических формах познания мира человек вовсе не рассматривается как самостоятельная сущность. Человек неотторжим от Вселенной, он – ее неотъемлемая частица.

Для философии античности и Древнего Востока человек в первую очередь есть фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Начиная сПлатона, заостряетсядилемма души и тела.

Сократ: познай самого себя; нужно начинать с изучения человека, а потом природы. Протогор: формулировка принципа анторопоцентричности: человек мера всех вещей. Аристотель: человек как политическое существо.

В христианствеутверждается, что личность несет в себе иное предназначение, ибо на нее накладывается отпечаток абсолютной личности творца. Личность обретает некую самоценность, независимую от космологических сюжетов. Личность понимается как своеобразная святыня, некий абсолют. Человек обладает волей, то есть может самостоятельно выбирать между добром и злом. Душа сотворяется Богом и существует вечно. Высшая цель человеческой жизни – уподобление Богу, обожествление, то есть подчинения тела душе.

Читайте также:  Независимость человека от природы

Августинпредставлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком.

Фома Аквинскийрассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами.

Данте: «Ч. — прекрасный труд природы».

Л.да Винчи: «Ч. — величайшее орудие природы».

В философии и культуре Нового временипроисходит акцентировка самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности. Образ человека теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится кразуму, в то время кактело «механизируется»и воспринимается как подчиняющееся всеобщим естественным законам. По мнению философов Нового времени, человеческое тело представляет собоймашину, в которую бог вложил душу.Разумность, способность рационального суждения рассматривается как существенная особенность человека, его исключительное качество; человеческий разум здесь не только основа познания, но и причина добродетельного поведения.

Гоббс: подчеркивает достоинство и могущество человека, основой которых является общество и государство.

Локк: «здоровый дух в здоровом теле» — придает важную роль формированию физ. и дух. совершенства личности.

Кантпоказал невозможность создания объективной модели человека: все знание о человеке у Канта носитсубъективный характер. Человеческое «Я» является «вещью в себе», как и весь остальной мир.Кантовская этика долга: свободная воля практического разума принуждает индивида действовать не в силу себялюбивых стремлений, а в силу долга, в соответствие с целями разума.

Шеллинг и Фихтев своих учениях акцентировали внимание на приоритетечеловеческой свободы,с помощью которой человек творит себя и действительность.

Гегель: в реализации своей духовной сущности человек преодолевает природность через включение личности в многообразие отношений общ. жизни.

Для Фейербахачеловеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность силы человека – воля, мышление, чувственность, что является его родовыми, т.е. общественными, деятельными способностями. Фейербах приближается к пониманию человека как существа, определяемогосоциальными связями.

Читайте также:  Болото является природным комплексом

Интерпретация проблемы человека в неклассической философии осуществляется в контексте таких основных традиций современной философской антропологии как биологизаторская, экзистенциально-персоналистская, социологизаторская и синтетическая.

биологизаторские версии сводит человека к животному, пытаются объяснить человека с помощью соотнесенности с животными, с общими инстинктами. Биологизаторские теории реализуются в двух основных вариантах:

1) человек выступает как наиболее совершенное продолжение природной эволюции. Согласнопозитивизму, человек должен стать объектом не столько для философии, сколько для науки, в частности биологии, поскольку исходная данность человека – это живой организм.Бихевиоризмобщеметодологической посылкой которого явились принципы философии позитивизма (наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое), делает объектом своего изучения человеческое поведение, а не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо.

2) Можно рассматривать и биологизаторские версии, восходящие к «философии жизни», версии человека как тупика эволюции, «несостоявшегося животного», обреченного своей биологической неполноценностью на поиск «противоестественных» способов существования (фрейдизм, биологизаторские версии философской антропологии). Психоаналитическое видение человека основывается на выделении сознательных и бессознательных аспектов человеческой деятельности, как не связанных между собой характерными собственными законами, структурами и функциями. При этом приоритет отдается бессознательному, являющемуся источником мотивационного поведения личности.

Экзистенциально-персоналистский подход(М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет, Н. И. Бердяев, Л. И. Шестов и др.) утверждают, что человек предполагает, что, в конечном счете, онтаков, каким он сам хочет себя видеть; однако, выясняется, что человектаков, каким его сделала природа, и никто ничего изменить не может. При характеристике человека экзистенциалисты игнорируют социальную реальность, в которой человек живет. С их точки зрения, в мире существуют только отдельные,конкретные личностис независимым от внешнего мира, автономным сознанием. Коллектив, общество противостоят личности, обрекают ее на повседневноебезличное существование, что вызывает страх, чувство неуверенности, обреченности.

Социологизаторскийподход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте более широких социальных связей, продуктом которых он выступает. «в своей действительности сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Согласно марксизму, сущность человека не предшествует его существованию, она становится и утверждает себя в специфических условиях того или иного общественного строя, конкретной культуры, являясь результатом его предметно-материального и духовно-нравственного творчества. Структуралистские концепции человека анализируют его в контексте фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.), отдельным элементом и функцией которых он выступает, никоим образом не претендуя на их возможную трансформацию.

Источник

Оцените статью