Определение процесса социализации природы

«Экологическая социализация»
проект по окружающему миру (средняя группа)

В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития личности, всех её сфер и компонентов, включая экологическую культуру личности.

Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Экологическая социализация дошкольников » Комарова И.Н.

Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. А. Сухомлинский.

В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития личности, всех её сфер и компонентов, включая экологическую культуру личности. Экологическое образование – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Актуальность : Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения — актуальная и главная задача дошкольного учреждения.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств. В ходе организации процесса экологического образования воспитателями решаются задачи: развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе. воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций. формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

Читайте также:  Изогнутые ресницы от природы

Основные активные исследовательские методы, которые могут применяться при реализации экологического проекта на уровне детского сада: Наблюдение. Эксперимент. На фото эксперимент: «можно ли загрязнить воду»

Обобщение и оформление (изложение) результатов исследований производится через: Тематические рисунки. Составление рассказов. Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике. Составление мини-книжки. Составление фотоотчета (с помощью родителей). Реализация проекта на экологическую тематику.

«Ёлочка – живая иголочка» — ООД , которая проводится перед новым годом с детьми. Перед Новым годом всё чаще стали задумываться о том, что ели вырубаем в лесу каждый год по несколько миллионов ради праздничных дней. В лесах становится все меньше хвойных деревьев. В связи с этим, происходят некоторые изменения в природе. Человек нарушает экологическую цепочку, созданную природой. Целью было привлечь внимание детей и взрослых к экологической проблеме, связанной с атрибутом новогоднего праздника – елочкой. Поставлены задачи: Ознакомить с историей новогодней елочки. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. Определить значимость ели для человека. Определить проблему: «Что произойдет, если не будет елей?» Найти решение создавшейся проблемы: «Как мы можем помочь сохранить ели? Чем можно заменить живую елочку?» Развивать познавательный интерес к миру природы. Формировать эстетическое отношение к природе; учить понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета. Создание приподнятой эмоциональной атмосферы в преддверии новогоднего праздника. Побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Ожидаемый результат: научить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой; сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе.

Участвуем в различных экологических акциях: «Крышка – малышка» «Эко – бум» «Покормите птиц зимой»

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Красная книга Саратовской области»; Конспект НОД по образовательной области «Социализация», Перспективный план по ОБЖ в средней группе

Экологический проект » Красная книга Саратовской области»Конспект НОД по образовательной области «Социализация» Перспективный план по ОБЖ в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ в.

статья «Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание»

статья «Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие».

Читайте также:  Зимние явления природы старшая группа занятие

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Одной из актуальных в современном обществе является про­блема формирования у каждого человека ценностного отношения к природе.

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника.

В настоящее время общество всё более заметно влияет на процессы социализации и воспитания подрастающего поколения. Социализация является ведущим фактором развития ли.

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника

Презентация к статье «Экологический проект как средство социализации личности дошкольника».

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника

Выступление на педагогическом совете.

Экологический проект как средство социализации личности дошкольника

Выступление на педагогическом совете.

Источник

Социализация природы

Мы видели, что этноцентрум не делает различия между социальным (культурным) и природным[460]. В отсутствии этого различия состоит интегральность этноцентрума как этностатики. На уровне этнодинамики можно наметить существующий зазор, т.

е. определенное подозрение этноса о том, что культура и природа могут иметь различные онтологические статусы. Такое подозрение есть «новое» и «опасность», т. к. оно грозит расщепить единство этноцентрума. Поэтому этнос стремится этот зазор активно преодолеть. Это преодоление можно назвать «этносоциализацией природы».

Природа, звери, камни, светила, звезды, горы, леса, растения, реки и т. д. интегрируются через миф, становясь участниками языка, рассказа, и обретая тем самым персонифицированное место в общей структуре имен. Этнос не просто не видит различия между культурой и природой, он не хочет его видеть, он стремится это различие упразднить. Поэтому природа становится не просто социальной, но еще более социальной, чем общество. Звери в тотемизме не просто причисляются к этносу, но рассматриваются основателями этноса, «предками» (например, у эвенков манги первопредок — медведь или великая мать — олениха). Здесь можно увидеть именно динамическую работу этноса по социализации природы, которая интегрируется в самую сердцевину этноса, чтобы быть надежно включенной в структуру этноцентрума и избежать возможности выскользнуть за его внешние границы.

Этносоциализация природы осуществляется также через ритуалы, обряды, танцы, церемонии, маски животных, имена и клички, отсылающие к животным (многочисленные, даже современные фамилии имеют звериное происхождение— Волков, Зайцев, Медведев, Курицын, Свиньин, Кабанов, Воронин и т. д.).

В аграрных обществах этносоциализация природы выстроена через сезонные праздники, связанные с сельскохозяйственным циклом. Пахота, сев, урожай и т. п. становились социокосмическими событиями, в которых участвовали и люди, и духи, и силы природы.

С. М. Широкогоров приводит описание симбиоза между людьми и животными в формуле «таежное общество» на примере племен Северной Манчжурии.

Читайте также:  Воздух вода природа 3 класс

«В Северной Манчжурии существуют два вида медведя, большой медведь темно-бурый и маленький бурый, там же существует тигр и, наконец, люди. В зависимости от времени года как медведь и тигр, так и человек меняют свои места, к чему их вынуждает передвижение дичи, которой они питаются. Большой медведь идет впереди и занимает лучшие места, за ним идет, оспаривая иногда у него территорию, тигр, на худших местах в отношении дичи, но достаточно хороших в других отношениях поселяется малый бурый медведь и, наконец, охотники-тунгусы. Такое передвижение с одного места на другое и в том же постоянном порядке происходит ежегодно. Но иногда происходят столкновения между молодыми особями тигра и медведя из-за территории (каждый из них занимает для себя небольшую речку). Тогда дело решается дуэлью, в результате которой слабейший уступает место сильнейшему. Эти дуэли иногда ведутся в течение трех лет, причем для соревнования медведь надгрызает одно дерево, а тигр его нацарапывает, и если ему удается нацарапать выше места, надгрызенного медведем, то либо медведь уходит, либо вопрос разрешается на будущий год тем же порядком. Если же ни тот, ни другой не уступают, то происходит ожесточенный бой. Местные охотни- ки-тунгусы, изучив хорошо этот порядок деления территории между молодыми индивидуумами, охотно принимают участие в боях, зная их дату (это бывает ежегодно в конце апреля) и место (обгрызенное и нацарапанное дерево в предыдущем году). Охотник обычно убивает обоих бойцов. Известны случаи, когда человеку приходится уступить занятое место, если оно им отнято у тигра или медведя, вследствие яростных и систематических нападений этих животных на домашних животных и даже на жилище человека. Вполне понятно поэтому, что многие тунгусы считают некоторые речки для себя недоступными (для охоты), т. к. они заняты тиграми или большими медведями.

Таким образом, в силу того, что медведь не может не кочевать, т. к. он приспособлен к существованию именно таким образом, но приспособлен точно так же и другой вид медведя, и тигр, и человек, между ними всеми создается соревнование и, наконец, они входят в некоторые отношения, становятся в зависимость друг от друга и создают своеобразную организацию — «таежное общество», управляющееся своими нормами, обычаями и т. д., позволяющее человеку жить рядом с медведем, когда медведь не трогает человека, если не видит с его стороны признаков нападения, и когда люди с медведем одновременно собирают ягоды, не причиняя друг другу вреда»[461].

Источник

Оцените статью