Определение управление природными ресурсами

Тема 9. Устойчивое использование и управление природными ресурсами

Природопользование и проблемы использования природных ресурсов.

Сохранение и защита природной среды

Водные ресурсы. Водопользование и водосбережение.

Экологический туризм как сегмент экономики.

Природные ресурсы (экономическое определение земли или сырья) формируются естественным путем в природной среде, которая существует в относительно нетронутом человеком естественном виде. Природные ресурсы часто характеризуются биоразнообразием различных экосистем.

Природные ресурсы являются производными окружающей среды. Многие из них имеют важное значение для нашего выживания, а другие используются для удовлетворения наших потребностей. Природные ресурсы могут быть классифицированны по их происхождению, стадии развития, по их возобновляемости и тд.

Крассификация природных ресурсов

На основе их происхождения, ресурсы могут быть разделены на:

Биотические ресурсы — это ресурсы, которые получаются из биосферы. Леса и их продукты, животные, птицы и их продукты, рыба и другие морские организмы являются основными примерами. Минеральное топливо, такое как уголь и нефть, также включены в эту категорию, потому что они были сформированы из распавшихся органических веществ.

Абиотические ресурсы — это ресурсы, которые состоят из неживого. Примеры включают в себя землю, воду, воздух, а так же руда таких металлов, как золото, железо, медь, серебро и т.д.

Учитывая стадии их развития, ресурсы можно разделить на:

Потенциальные ресурсы — ресурсы, которые существуют в регионе и могут быть использованы в будущем. Например, нефть может существовать в осадочных породах, но до тех пор, пока она фактически не пробурена и внедрена в использование, она остается потенциальным ресурсом.

Реальные ресурсы — это ресурсы, которые были обследованы, их количество и качество определены и они используются в настоящее время. Развитие реальных ресурсов, таких как деревообрабатывающая, зависит от доступных технологий и расходов. Та часть реальных ресурсов, которые могут быть разработаны с помощью имеющихся технологий, называется резервом.

Читайте также:  Природные зоны шри ланка

В отношении их возобновляемости, природные ресурсы могут быть классифицированы на:

Возобновляемые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть легко исчерпаны и воспоснены. Некоторые из них, как солнечный свет, воздух, ветер и т.д., имеются постоянно в наличии и их количество не зависит от потребления человеком. Многие возобновляемые ресурсы могут быть исчерпаны в результате использования человеком, но могут быть пополнены, сохраняя тем самым постоянный поток. Некоторые из них, например, сельскохозяйственные культуры, требуют какого-то время для обновления, другие, такие как вода, требуют сравнительно длительного времени, в то время как для обновления леса требуется еще больше времени.

Невозобновляемые ресурсы формируются на очень большие геологические периоды. Минералы и окаменелости включены в эту категорию. Так как их скорость образования очень медленна, они не могут быть пополнены как только они были истощены. Из них, металлические минералы могут быть повторно использованы в результате их переработки.

Источник

Часть 5. Управление природными ресурсами

Глава 1. Правовые особенности управления природными объектами государственного и муниципального собственника

Природные ресурсы России в XXI в. составляют основу стратегии развития страны, так как ни одна отрасль экономической и социальной сферы страны не может эффективно функционировать и развиваться без использования тех или иных видов ресурсов.

В научных изданиях в последние годы активизировалась полемика о роли природных ресурсов в российской экономике. Это достаточно объяснимо, так как внутренний валовой продукт страны более чем на три четверти создается за счет их эксплуатации. Иными словами, составляя естественную базу производства, они представляют собой важнейший бюджет, образующий капиталоемкий актив национального богатства. Благодаря их добыче, использованию и экспорту за исторически короткий срок в России могут быть созданы условия для поступательного развития. Это обусловлено рядом причин, важнейшими среди которых, по мнению отечественных ученых, являются следующие:

Читайте также:  Границ зоны охраняемого природного ландшафта

1) геополитическая роль России в международном разделении труда, географические особенности государства. Вследствие чего возникает объективная необходимость ориентировать общехозяйственную деятельность на специфику природно-климатических условий;

2) наличие в России огромного природно-ресурсного потенциала, его разносторонность, комплексность и территориальная насыщенность;

3) исторически сложившаяся специализация экономики государства, которая ориентирована в основном на эксплуатацию естественных богатств;

4) интересы обороны страны и целый ряд иных специфических факторов.

В этой связи актуальным представляется тезис В.В. Путина о том, что устойчивое развитие экономики России в ближайшее время должно и неизбежно будет базироваться на планомерном росте ее составляющих, и прежде всего природно-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к указанным ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.

1.1. Правовые особенности управления природными объектами

государственного и муниципального собственника

Государственное управление природными объектами осуществляют различные государственные органы, они наделены разной компетенцией и функционируют на разных уровнях. Их можно разделить на три вида:

1) органы общей компетенции,

2) органы специальной компетенции,

Особенности управления природными объектами органами общей компетенции заключаются в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, которые отнесены к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (образование, здравоохранение и т.п.), обороны, культуры и т.д.

Органами общей компетенции, которые осуществляют государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются:

администрация субъектов РФ, а также

органы местной администрации .

Иванов О.П. Основные направления реформирования современной природно-ресурсной политики России // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2011. N 12. 84 с.

Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Читайте также:  Все природной зоны тундры

Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях, а также на иных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране, которая решает задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что, как правило, экологические проблемы имеют локальный характер.

Местное самоуправление является выражением власти народа, представляет собой признаваемую и гарантируемую КонституциейРФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, которые образуются в соответствии с уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:

владение, распоряжение и пользование природными ресурсами, которые находятся в муниципальной собственности;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

обеспечение санитарного благополучия населения;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

организация и содержание муниципальной информационной службы.

Учитывая то, что организация государственного управления на федеральном уровне отнесена в соответствии с КонституциейРФ к компетенции Президента России и в законодательстве, как правило, не называются конкретные органы как адресаты норм, для органов общей компетенции важнейшей является функция координации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Источник

Оцените статью