Определите троп редкая птица долетит до середины днепра

Изобразительно-­выразительные
средства языка

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык».

Предлагаемый материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо знают ученики лексические (тропы) и синтаксические (стилистические фигуры) средства выразительности языка. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках стилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям, работающим в выпускных классах.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Метафора А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3. Перифраз (перифраза) В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4. Ирония Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5. Литота Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка

II. Какой троп использован?

1. В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:

Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;

3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал…

5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра.

III. Определите вид эпитета:

1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)

2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)

3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)

4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Антитеза Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3. Эллипсис В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
4. Градация Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
5. Параллелизм Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?

1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?

Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…

3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…

4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?

Где стол был яств, там гроб стоит…

Читайте также:  Маршруты от люберец до птицефабрики

5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?

Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
2. Аллегория Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
3. Сравнение В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
4. Гипербола Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
5. Олицетворение Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

II. Какой троп использован:

1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

2. Б.Горбатовым в прозаической строке?

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?

Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!

5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?

Стекло стрекоз сновало по щекам.

III. Закончите фразу.

«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
2. Оксюморон Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3. Инверсия В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
4. Парцелляция Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
5. Риторический вопрос Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

V. Какой синтаксический прием

1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?

Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.

3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?

Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;

4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?

Мы любим все – и жар холодных чисел…;

5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

Читайте также:  Крыло птицы своими руками

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.

VI. Анафора, метафора, параллелизм.

Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.

Источник

Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Аллегория характерна для басен, сказок, где животные, предметы, явления природы выступают носителями свойств людей.
Например, хитрость воплощается в образе лисы, волк символизирует жадность и злобу, змея — коварство и т.д.

Повторение начального слова, словосочетания в начале предложений, стихотворных строк.

Стонет он по полям, по дорогам.
Стонет он по тюрьмам, по острогам.
Н.Некрасов

Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт.
А.Пушкин

Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности.

Швед, русский — колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
А.Пушкин

Вопросно-ответный ход, отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.

Детектив? Это — «Игроки». Водевиль? Это — «Женитьба». Эссе? Это «Выбранные места из переписки с друзьями».

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения чего-либо.

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)
В сто сорок солнц закат пылал.
В.Маяковский

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (ослабляющееся) значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. (Н.Гоголь)

Намеренное нарушение прямого порядка слов.

Он из Германии туманной привез учености плоды.
А.Пушкин

Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению.

И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок.
Н.Некрасов

Скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент сравнения (то, с чем сравнивают).

Ель рукавом мне тропинку завесила (А.Фет).
В саду горит костер рябины красной (С.Есенин).

Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого.

Я три тарелки съел (И.Крылов).
А в двери — бушлаты, шинели, тулупы
(В.Маяковский).

Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения.

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
А.Пушкин

Прием художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Улыбнулись сонные березки (С.Есенин).
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С.Пушкин

Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления.

Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин).
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
М.Ю. Лермонтов

Читайте также:  Каких птиц боятся попугаи

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений; одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М.Лермонтов

Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения.

Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле.
Без возврата. (Е.Винокуров)

Способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.

Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — это наша национальная гордость!

Замена обычного однословного названия какого-либо предмета описательным выражением, при котором подчеркиваются его существенные стороны, характерные признаки. Позволяют разнообразить речь, избегая повторений, и в то же время придают изложению различные стилистические оттенки.

Вечный город — Рим;
Белокаменная столица России — Москва.

Утверждение в вопросной форме с целью привлечения внимания к изображаемому. Может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий или хотя бы намекать на них.

Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?

Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия
с адресатом.

О времена! О нравы! Цицерон

Подчеркнутое обращение к кому- чему-либо, выражающее отношение автора к объекту

Русь! Русь! Куда стремишься ты? (Н.Гоголь)

Многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы изображаемого на основе их существенной общности, родственности.

Утро может стать символом молодости, начала жизни.

Разновидность метонимии (часть предмета заменяет целый).

Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.Гоголь).
Не то на серебре,- на золоте едал. (вещь и материал)
А.Грибоедов
Трещит затопленная печь (содержимое и содержащее). А.Пушкин
Мужик. Белинского и Гоголя с базара понесет (творение и творец). Н.Некрасов
Смелость города берет (носитель свойства и свойство).

Сопоставление двух предметов, явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Позволяет более ярко, выпукло, рельефно представить предметы и явления.

Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).

Намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным.

С тобой летят, летят часы.
Язык безмолвствует. одни мечты.
Д.Давыдов

Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.

Мужики — за топоры. (А.К.Толстой)

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления. В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение

От весел к берегу кудрявый след бежал. (А. Фет)

Повторение слов или выражений в конце соседних строчек, предложений.

Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
(Н. Гоголь)

Источник

Оцените статью