Несложные опыты как метод ознакомления детей с природой
Опыт – это наблюдение, реализуемое в специально созданных для этого условиях.
Опыты предполагают экспериментальную деятельность, направленную на выявление признаков и свойств объектов, определение их потенциальных возможностей. Опыты особенно интересны детям дошкольного возраста. Они стимулируют их познавательный интерес и делают процесс обучения более веселым и продуктивным. Потому, опыты находят активное применение в образовательном процессе ДОУ.
Значение опытов для развития ребенка огромно. Они не просто стимулируют познавательный интерес детей, но и выступают средством знакомства с окружающим миром, его объектами, процессами и явления. Знакомство с природой, также, актуально проводить посредством применения опытов.
Опыты проводятся с младшего дошкольного возраста. Поначалу они являются простыми и предполагают самостоятельное выполнение детьми только отдельных действий. Все остальное выполняет воспитатель и его помощник. К переходу детей на новый возрастной этап развития сложность опытов повышается и к старшему дошкольному возрасту они приобретают полностью самостоятельный характер.
Знакомство детей с природой посредством опытов позволяет:
- Развить у детей навыки наблюдательности.
- Обратить внимание детей на природный мир, его объекты, процессы и явления.
- Найти ответы на вопросы о том, как происходят различные процессы и почему они предстают в той или иной форме.
- Сформировать понимание природы и ее процессов с научной точки зрения.
- Развить достоверные представления у детей о природе, ее объектах и явлениях.
- Полноценно удовлетворить детскую любознательность.
- Реализовать исследовательскую направленность детской деятельности.
Все это говорит о большой роли опытов в детском развитии. Они носят несложный характер и имеют свои особенности организации.
Алгоритм проведения несложных опытов
Опыты детей дошкольного возраста организуются таким образом, чтобы они были доступны их понимаю и проведение опыта не вызывало особых затруднений. Проведением опытов похоже на организацию детского наблюдения. Как правило, большинство опытов проводится в виде исследований свойств объектов неживой природы: вода, воздух, снег, лед, земля. Что касается объектов живой природы, то, часто, проводятся опыты с растениями. Животные, практически не участвуют в экспериментальной детской деятельности, поскольку проведение с ними опытов достаточно затруднительно и небезопасно.
Опыты реализуются по следующему алгоритму:
- Подготовка детей к опытам. Здесь требуется заинтересовать детей предстоящей деятельностью, настроить их на наблюдения и эксперименты. Педагог задает наводящие вопросы: Почему снег тает на солнце? Почему вода замерзает при низких температурах и т.д. Все это заставляет детей активизировать свою мыслительную работу и, имеющиеся знания.
- Обсуждение с детьми условий проведения опыта, имеющихся данных и выдвижение предположений. Педагог сообщает детям данные, которые будут анализироваться и проверяться. Вместе с детьми идет выдвижение предположений о состоянии конкретных природных объектов, процессов, их преобразованиях под влиянием различных факторов, подвергании тех или иных воздействий.
- Проведение опыта. Опыты проводятся при участии и под контролем педагога. В старших группах дети могут сами проводить несложные опыты с природными объектами. В более младших группах опыты проводит педагог, а дети выполняют лишь некоторые его этапы самостоятельно. Дети наблюдают за деятельностью педагога, повторяют ход его действий и пробуют осуществлять эксперименты самостоятельно. Это очень увлекательно и мотивирует к познанию природы.
- Обсуждение итогов проведения опыта. Дети делятся своими эмоциями и впечатлениями, которые вызвала у них экспериментальная деятельность, а педагог помогает им проанализировать результаты своего труда и оценить его значение.
Разновидности несложных опытов
Опыты организуются для познания детьми окружающего мира. Проведение опытов с объектами неживой природы ориентировано на выявление причин развития тех или иных событий, возникновения конкретных явлений. К примеру, дети могут наблюдать закат, смену дня и ночи, дождь, снег, ветер.
Опыты позволяют установить связи между явлениями неживой природы и растительным и животным миром т.е. их воздействие на них, зависимость от них.
В дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие виды несложных детских опытов:
- Опыты с объектами неживой природы. Они нацелены на расширение знаний детей о неживой природе, ее объектах, явлениях и процессах, физических свойствах и признаках неживой природы, понимание возможного развития событий в ней.
- Опыты с объектами растительного мира. Они ориентированы на изучение свойств растений, их связи с неживой природой, понимание их потребностей в различных факторах окружающего мира – воде, влаге, свете, тепле и др.
- Опыты с объектами животного мира. Их цель – познание особенностей развития живых организмов в природе, выявление функций органов чувств животных. К примеру, могут быть проведены опыты на выявление развитости слуха кошек и собак, их обоняния и реакции на различные раздражители, изучение рациона их питания и т.д.
На начальных этапах проведения опытов, часто, используются картины, видеоматериалы, ориентированные на показ детям природных объектов и процессов, их свойств и характеристик. На их основании, происходит организация опытов т.е. дети проверяют наличие увиденных свойств живых и неживых объектов, протекание тех или иных природных процессов. Практика позволяет детям удостовериться в реальности увиденного и сделать эти знания более устойчивыми.
Источник
Возникновение экспериментального метода познания природы и его соединение с математическим описанием природы
В мировоззрении средневековой культуры небесное отождествлялось со святым и духовным, а земное – с телесным и греховным. Считалось, что движения небесных и земных тел имеют принципиальное различие, поскольку эти тела принадлежат к принципиально различным пространственным сферам. Радикальная трансформация этих представлений начатая в Позднее Средневековье продолжилась в период Возрождения (Ренессанса). Она во многом была обусловлена социально-экономическими факторами: мореплаванье, торговля, усиливающаяся миграция населения, разрушение средневековых традиций, географические открытия. Новые представления о пространстве развивались в философии (Дж. Бруно), в науке (Н. Коперник, Г. Галилей). Эти представления утверждали идею однородности (изотропности) пространства и времени (что на З, то на Небе) и тем самым создавали предпосылки для утверждения метода теоретического естествознания.
Переворот в науке был осуществлён Галилеем (1562-1642, родоначальник науки), прозванным Колумбом неба. Одной из фундаментальных идей, сформулированных Галилеем, была идея, что при исследовании закономерностей движения реальных объектов можно использовать результаты, полученные в модельных опытах с использованием искусственных объектов. Продуктивность идеи Галилея была продемонстрирована в последующий период развития науки, например:
Вращение планет рассматривалось по аналогии с вращением тела, закреплённого на нити, привязанной к вращающемуся колесу.
начиная с античности система мироздания геоцентрична, во вр. позднего Рен. (начиная с Коперника) – гелиоцентр. система.
используя матем. и наблюдения – эллипсовидное дв-е небесных тел
Сущность экспериментально-математического метода Галилея состоит в следующем: достоверное знание достигается экспериментированием, опирающимся на строгое математическое описание.
Ещё со времён Аристотеля считалось, что чем больше тяжесть тела, тем быстрее оно падает на землю, и это убеждение просуществовало 1500 лет вплоть до Галилея. А Галилей показал, что тела разной массы имеют одинаковую скорость падения, при этом он учитывал влияние среды (воздуха). В результате экспериментирования с падением тел была определена постоянная g.
Эксперименты Галилея включали в себя 2 уровня
1). мысленный эксперимент, кот. воспроизводит природные явления в виде неких идеальных конструкций
2). реальный экс-т, кот. явл-ся техническим воплощением мысленного экс-та.
Т.о. Г. соединил эксп-т с матем. описанием и придал физическим идеализациям мат. форму.
Как и Пифагорийцы он считал, что з-ны природы написаны на языке матем-ки. Описывая с пом. мат. ур-й дв-е шара по накл. плоскости Г дал пример объяснения рез-в эксп-та. При этом он использовал такие понятия как длина, время, ск-ть, хотя можно измерить и выразить в мат. символах. В мировоззренческом плане Г сформулировал эвристическую программу (парадигму), идущую в разрез с миропониманием среднев.: возможность исследования закономерности движения небесных тел в модельных эксп-тах.
Эмпиризм и рационализм Нового времени (время появл. Н)
Родоначальником эмпиризма в науке был Френсис Бэкон (1561-1626), английский философ, государственный канцлер Англии. Главный его труд – «Новый Органон» — свод приемов по получению знаний, истины. Он поставил задачу разработать универсальный метод познания природы, который позволял бы получать достоверное знание (как некий фонарь в темноте природы).
Недостоверность и противоречивость прошлого знания (до 17 в.) обусловлена его умозрительностью. Опираясь на законы формальной логики Аристотеля, мы получаем (схоластика выводит) умозаключения, которые состоят из суждений, а суждения – из понятий. Но понятия образуются недостаточно обоснованно. Поэтому первым условием реформы науки является создание новой теории индукции (эмпирической индукции), являющейся методом обобщения и образования понятий.
До Бэкона этот общелогический метод (индукция) применялся, но при этом учитывались только те эмпирические факты, которые подтверждали обобщения (понятия), а опровергающие факты отбрасывались. Хотя даже один противоречащий факт может опровергнуть обобщение (гл. приоритет принадлежит эксперименту в исследовании).
Вторым условием реформы науки должно быть очищение разума от заблуждений (идолов), которые препятствуют достижению достоверного (непротиворечивого) знания (идолы пещеры, театра, площади, рода).
Формы познания – чувственная и рациональная (вопросы гносеологии).
Эмпирика → теория → метатеория (поиск смысла) – вопросы эпистемологии (раздел гносеологии о научном познании).
2 уровня мышления – разум и рассудок. Рассудок оперирует объектами, категориями, атрибутами на основе формальной логики. Разум – более широкое понятие, включающее интуицию, творчество и т. д.
Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями людей, их пристрастиями и воспитанием. При этом человек смотрит на мир как бы из своей пещеры. От идола пещеры избавиться сравнительно нетрудно (в естественных науках избавляет эксперимент).
Труднее освободиться от идолов театра. Это вера в авторитеты, мешающие людям без предубеждения самостоятельно изучать природу.
Нелегко победить также идолов площади, источник которых – общение людей с помощью языка. В языке содержатся все предрассудки прошлых поколений.
Однако самыми опасными являются идолы рода, поскольку они коренятся в самой человеческой сущности. Бэкон сравнивает человеческий ум с неровным зеркалом, которое искажает всё, что отражается в нём. Ему принадлежит крылатая фраза «Знание — сила», и эта сила проявляется в активном воздействии на природу экспериментальными средствами. А математике он отводит роль средства обработки получаемых результатов.
Основоположником рационализма в науке был Рене Декарт (1596 — 1650), французский философ и математик. Основание универсального научного метода, по его мнению, лежит в человеческом разуме.
Я, как познающее существо, могу сомневаться во всём, кроме своего мышления, которое и есть самое достоверное знание. «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito, ergo sum). Это основание достоверного знания раскрывается с помощью интуиции, характерные черты которой – ясность и отчётливость. Опираясь на интуицию и дедукцию, разум достигает истинного знания в процессе познания.
Источник