- Опыты, знакомящие детей с природой
- Публикация «Опыты, знакомящие детей с природой» размещена в разделах
- Демонстрационные опыты и практические работы на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
- Просмотр содержимого документа «Демонстрационные опыты и практические работы на уроках «Окружающего мира» в начальной школе»
Опыты, знакомящие детей с природой
Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
Публикация «Опыты, знакомящие детей с природой» размещена в разделах
Выявление скрытых свойств природы, которое происходит под непосредственным руководством взрослых, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды. С помощью опытов устанавливаются причины перехода воды из одного состояния в другое.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег — это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
Дать детям два стаканчика — один с водой, другой — пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана).
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые — не растворяются.
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
Спросить детей : что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт : опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, а в каком самая тёплая (соблюдая правила безопасности).
Можно продолжить предыдущий опыт(№8, сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие — только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали — тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных — в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд — это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой Неживая природа — это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.
Экологический опыт работы с родителями Анкета для родителей • Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности? • Интересует ли.
Источник
Демонстрационные опыты и практические работы на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
Большое значение на первых этапах обучения младшего школьника отводится непосредственному соприкосновению к многообразию окружающей действительности, формированию умения удивиться её тайнам и в процессе познания этих тайн, испытать радость творчества и восторг открытия. Предмет «Окружающий мир» является одним из тех предметов, которые позволяют обеспечить ребенку открытие новых знаний о мире, используя проблемно-диалогические методы обучения, системно-деятельностный подход.
Просмотр содержимого документа
«Демонстрационные опыты и практические работы на уроках «Окружающего мира» в начальной школе»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОПЫТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от целенаправленных видов действий, которые формируются, применяются и сохраняются в результате активных действий самих учащихся. Именно активные действия самих учащихся должны быть направлены на развитие мотивации обучения, удовлетворение познавательных интересов и возможностей школьников, а также на развитие у них умения учиться в самом широком смысле. Познавательные интересы непосредственно связаны с исследовательским отношением к окружающему миру. Познавательные интересы становятся первой ступенькой для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.
Большое значение на первых этапах обучения младшего школьника отводится непосредственному соприкосновению к многообразию окружающей действительности, формированию умения удивиться её тайнам и в процессе познания этих тайн, испытать радость творчества и восторг открытия. Предмет «Окружающий мир» является одним из тех предметов, которые позволяют обеспечить ребенку открытие новых знаний о мире, используя проблемно-диалогические методы обучения, системно-деятельностный подход.
Применение таких методов преподавания позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и тайнами. Эти методы обеспечивают высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе поиска верного ответа, а также предполагают не только индивидуальные, но и групповые формы исследовательской работы учащихся. Такая организация процесса обучения помогает развитию коммуникативной сферы у младших школьников, их способностей к сотрудничеству. Формируются мыслительные и исследовательские умения и навыки, умение учиться, и не только в школе, но и в течение всей жизни.
Дидактическое значение этих методов изучения окружающего мира состоит в том, что учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе, наглядно представить свойства различных объектов, их взаимосвязь, подготовиться к познанию в будущем законов, открытых определенной наукой (биологией, физикой, химией, географией, астрономией). При этом обеспечивается не только прочность усвоения приобретаемых знаний, но и осознанность научных методов познания, развитие интереса к исследовательской работе.
Источник