Опыты с перьями птиц

Конспект занятия по экспериментированию тема: «Опыты и эксперименты с перьями птиц»

Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.

Развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Предметно-пространственная развивающая среда: перья , камни, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло,).

1.Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

(Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)

-Ребята посмотрите, что это? (показать детям небольшое пёрышко, когда дети ответят, уточнить какое оно чёрное или белое, длинное или короткое, лёгкое ли тяжёлое.

-Ребята, это пёрышко не простое, а волшебное

— Интересно кто хозяин этого пёрышка и где он живёт?

( Положить перо на ладонь вытянутой руки и протянуть руку детям;

— А теперь я хочу вас попросить по моей команде подуть на волшебное пёрышко.

Произнести команду: « Раз ,два, три пёрышко лети» (пёрышко слетает с ладони, воспитатель поднимает его)

— Ребята, давайте возьмёмся за руки и пойдём туда, куда нам показало путь пёрышко.

Идя змейкой ,подвести детей у центру развития экспериментирования.

2.Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

(Познавательное развитие. Коммуникативная. Свободное общение.)

Потрогайте перо. Какое оно?

— Интересно, легкое оно или тяжелое?

(Как это можно проверить? Как вы думаете?)

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень.

— Что еще может делать перо? Подбросьте перо, дуем. Что вы видите? Оно плавно летит.

-Обмакнём перо в смолу(покрасить воду чёрной гуашью). Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность отталкивать воздух, а значит ,птица не может взлететь и становиться лёгкой добычей хищников.

— Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей) Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?

Читайте также:  Птичка летает от руки

— У вас бумажное перо, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку (растительное масло), а теперь пипеткой капните воду. Что происходит с водой? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Ребята, мы с вами проделали опыты. Зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания) Прикрепляем на последнюю страницу картинки с изображением значения перьев для жизни птиц).

3.Заключительная часть (рефлексивный этап)

(Речевое развитие Коммуникативная. Специальное моделирование ситуаций общения.)

( Положить перо на ладонь вытянутой руки и протянуть руку детям;

— А теперь я хочу вас попросить по моей команде подуть на волшебное пёрышко.

Произнести команду: « Раз ,два, три пёрышко лети» (пёрышко слетает с ладони, воспитатель поднимает его)

— Ребята, давайте возьмёмся за руки и пойдём туда, куда нам показало путь пёрышко.

Идя змейкой ,подвести детей у центру игрового развития.

Источник

Опытно-эксперементальная деятельность «Почему гусь сухой, а курица мокрая?», «Легкое или тяжелое?», «Строение пера»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Конспект посвящен вопосам организации проектно-эксперементальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рудаковская Оксана Алексеевна

МАДОУ комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»

г.Корсаков, Сахалинской области

«Почему гусь сухой а курица мокрая?»

Материал: картинки с изображением птиц, схема пера, перья куриные и гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло, лупа, камень.

Цель: Расширение представлений детей о перелетных птицах, свойствах пера птиц.

1. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Дать детям новые знания о водоплавающих птицах, используя опыты.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я сегодня пришла не одна а со своей хорошей знакомой курочкой Рябой.

Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы), есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

Читайте также:  Можно ли подкармливать птиц тыквенными семечками

— Давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Сегодня мы с Рябой приглашаем вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что — нибудь новое, интересное. Вы не против?

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

Воспитатель: Потрогайте перо, какое оно?

Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассматриваем. Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод — легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера — видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Закрепляем, что это перо «маховое»

Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё?

— Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький) Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое).

— Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?»

Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».

— А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают?

Воспитатель: Они не намокают потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья.

Воспитатель: Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Дети опускают сухую руку в воду, затем вынимают и делают выводы.

Воспитатель: Что же произошло?

Ответы детей: Часть воды стекла, часть осталась, кожа влажная.

Читайте также:  Птицы карелии которые ныряют

Воспитатель: Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной.

Дети намазывают руку маслом, опускают руку в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

-Что же произошло? Почему вода стекает с рук?

Ответы детей: руки стали скользкими и вода скатывается с них.

Воспитатель: Вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает воде проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира, который отталкивает воду и не позволяет перу намокнуть. Благодаря этому утки и гуси не тонут. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».

А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? А у курицы перья обычные, не защищённые жиром. Поэтому они пропускают воду и перо, намокая, становится тяжелее. Курица тонет в воде.

Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы.

Ответы детей: куриное перо намокло, стало не красивым, потеряло форму, гусиное перо не смачиваются, на пере образовалось несколько больших капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.

Ответы детей: оно смазано жиром.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: мы узнали, что у водоплавающих птиц перья пропитаны жиром и поэтому они не тонут в воде, что у птиц очень легкие перья и поэтому они могут летать.

Воспитатель: а, что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: экспериментировать с перьями.

Воспитатель: давайте возьмем листочки и карандаши и зафиксируем рисунком наши новые знания, я предлагаю нарисовать перо а рядом камень и это будет значить, что перо птицы на много легче чем камень.

Дети соглашаются, рисуют и складывают рисунки в кармашек копилочки знаний.

Воспитатель: ребята нам с Рябой очень понравилось экспериментировать с вами но нам пора уходить.

Воспитатель прощается с детьми.

Источник

Оцените статью