Органы государственного управления охраны природы

Органы государственной власти, связанные с экологией

Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности являются важными для государства. В последнее время политику Правительства РФ в данной области можно назвать достаточно жесткой, что обоснованно.

Экологическими вопросами занимаются сразу несколько органов власти и специальных государственных служб. Органы государственной власти, связанные с экологией, можно разделить на органы общей компетенции, узкоспециализированные в области экологии и органы, выполняющие отдельные функции в данной сфере.

К первым можно отнести все правительственные органы страны, в сферу деятельности которых входит и решение экологических вопросов — федеральное и местные Правительства, Президент РФ, местные административные органы. Помимо всех прочих распоряжений и законодательных актов, этими органами также определяется политика страны и отдельных субъектов в области экологии и готовятся соответствующие документы.

На местах и для решения конкретных вопросов наиболее велика роль государственных органов специальной компетенции, служб, которые занимаются только вопросами охраны природы и экологии.

Органы, которые «курируют» охрану окружающей среды, относятся к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

  1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  3. Федеральное агентство водных ресурсов;
  4. Федеральное агентство лесных ресурсов;
  5. Федеральное агентство по недропользованию.

Отдельные специальные задачи возложены на различные другие органы власти, которые имеют ряд функций в зависимости от специфики своей деятельности. К таковым относятся: Роспотребнадзор, Росгидромет, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В сферу компетенции каждого из этих государственных органов входят вопросы, которые касаются экологии и охраны окружающей среды, соблюдения требований законодательства, нормативов и санитарных и гигиенических норм.

Читайте также:  Классификация царство живой природы

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на подготовку экологических документов можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Источник

4.9. Органы управления и надзора по охране природы

Основной функцией государства в сфере охраны окружа­ющей среды является обеспечение экологической безопасно­сти общества. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важ­ных интересов человека от возможного негативного воздей­ствия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, их последствий.

Государство реализует данную функцию посредством уп­равления охраной окружающей среды и природопользовани­ем. Целью управления является регулирование деятельности природопользователей таким образом, чтобы обеспечить вы­полнение требований экологического законодательства. К ос­новным функциям управления в сфере охраны окружающей среды относятся: планирование природопользования и охра­ны окружающей среды; ведение учета природных ресурсов и источников негативного воздействия на окружающую сре­ду; экономическая оценка природных ресурсов; установление экологических нормативов и экологических требований; установление платы за природопользование и охрану окру­жающей среды; контроль за деятельностью природопользо­вателей; применение мер юридической ответственности за нарушение экологического законодательства. Управление осуществляется через систему государственных органов, ко­торые наделены властными полномочиями.

В систему органов управления и надзора по охране при­роды входят органы общей компетенции и органы специаль­ной компетенции.

К государственным органам общей компетенции отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави­тельство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с ох­раной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.

Структура органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. В си­стему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и феде­ральные агентства.

Читайте также:  Природные ресурсы южная европа

Федеральные министерство является органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в установленной сфере деятельности, а также осу­ществляет координацию и контроль деятельности находящих­ся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и пра­воприменительные функции.

В системе органов исполнительной власти можно выде­лить ряд органов специальной компетенции, которые выпол­няют функции управления в сфере охраны окружающей сре­ды и природопользования.

К этим органам относятся: Министерство природных ре­сурсов Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере природопользова­ния, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по не­дропользованию, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая находится в ведении Правительства РФ; Федеральная служба по надзо­ру в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело­века, которая находится в ведении Министерства здравоох­ранения и социального развития Российской Федерации; Фе­деральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству, которые находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Рос­сийской Федерации.

В систему органов управления входят также территори­альные органы, которые осуществляют функции управле­ния в границах субъектов Российской Федерации.

Задачи органов общей и специальной компетенции Высшие федеральные, а также республиканские, облас­тные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пре­делах своей компетенции правовые основы и нормы.

На Правительство РФ возложены задачи реализации эко­логической политики и выполнение программ, а также коор­динация деятельности всех органов в области охраны окру­жающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка платы за природопользование, обеспечения населения экологической ин­формацией.

Читайте также:  Памятник природы урочище каменный

На исполнительные органы государственной власти субъектов возложены следующие задачи: определение ос­новных направлений охраны окружающей среды на терри­ториях субъектов Российской Федерации с учетом геогра­фических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов Российской Федерации; реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов, государственный экологический контроль, ограничение, приостановление, прекращение де­ятельности объектов, вредно воздействующих на окружаю­щую среду; разработка и утверждение нормативов, госу­дарственных стандартов не ниже установленных на феде­ральном уровне.

Основной задачей Министерства природных ресурсов Рос­сийской Федерации является выработка государственной по­литики в области охраны окружающей среды и природополь­зования, а также координация деятельности федеральных служб и агентств, находящихся в его ведении.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользо­вания осуществляет государственный экологический контроль и надзор за исполнением требований экологического законо­дательства.

Федеральное агентство водных ресурсов управляет вод­ными ресурсами.

Федеральное агентство лесного хозяйства управляет лес­ными ресурсами.

Федеральное агентство по недропользованию управляет фондом недр.

Федеральная служба по экологическому, технологичес­кому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор в сфере ядерной и радиационной безопасности, в области про­мышленной и экологической безопасности.

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет конт­роль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль и надзор в сфере обес­печения экологической безопасности в сельском хозяйстве.

Федеральное агентство по рыболовству управляет рыб­ными ресурсами.

Источник

Оцените статью