Осенний маршрутный учет птиц
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Международные дни наблюдений за птицами!
Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Изучение численности птиц различными методами
Аннотация. Данное пособие содержит описание трех методик количественного учета птиц: а) маршрутного учета, б) учета на точках, в) учета на постоянной площадке. Сутью работы является одновременное и на единой территории проведение учетов этими тремя методиками с последующим сравнением результатов. Описывается общая схема организации исследования, включая подготовку к учетам (заложение маршрутов и площадок), технику проведения учетов, ведения записей и обработки материалов.
- методики линейных трансектов (маршрутные учеты),
- методики точечных учетов (точечные учеты),
- методики картирования территорий (площадочные учеты).
Эти три группы методик одобрены Международным комитетом по учетам птиц и для них выработаны международные стандарты.
Каждая из этих трех основных методик применяется в зависимости от целей исследования, особенностей местности, в которой проводится учет, сезона года и численности птиц, наличия времени и трудовых ресурсов.
Маршрутный метод используется чаще всего для получения приблизительных данных о численности (относительной плотности) населения птиц в разных биотопах при их небольшой мозаичности силами ограниченного числа хорошо знающих птиц наблюдателей. Преимуществами данного метода является широкий охват территории, сезонная и биотопическая универсальность (учеты можно проводить в любой сезон года и в любом биотопе). Недостатками – невысокая точность данных о плотности населения, повышенные требования к квалификации учетчиков. Напомним, что исследование с применением данной методики было предложено учащимся на одном из предыдущих занятий (осенний сезон, занятие №7).
Метод точечных учетов применяется для регулярного слежения за изменениями численности разных (модельных) видов в очень мозаичном ландшафте, в том числе силами орнитологов-любителей, не очень хорошо знающих птиц. Преимуществами данного метода являются методическая простота проведения учета, возможность пользования простейшими транспортными средствами, невысокие требования к квалификации учетчиков. Недостатки – низкая точность данных о плотности населения птиц, необходимость точного соблюдения множества стандартов при проведении учета.
Метод картирования территорий применяется при необходимости получить точные данные об абсолютной численности (плотности) населения разных видов птиц на данном конкретном участке территории. Преимуществом данного метода является высокая точность данных о плотности населения птиц, возможность попутного изучения территориального поведения птиц. Недостатком этого метода является большая трудоемкость, небольшая величина охватываемой территории, временная ограниченность применения (в основном, в гнездовой сезон).
На данном учебном занятии школьники познакомятся с этими тремя методиками учета, проводя их одновременно на единой территории. Это позволит не только научиться проводить учеты и получить данные о численности птиц, но и сравнить эффективность, т.е. результативность, точность и трудоемкость разных методик учета.
Общие вопросы организации исследовательской работы
Для проведения данной исследовательской работы подходит любая залесённая территория: густые лесные массивы, сады и парки, кустарниковые заросли, как в горах, так и на равнине. Густые леса на крутых склонах, а также полностью открытое пространство или водные объекты затруднят проведение полевых работ.
При проведении любых количественных учетов птиц от учетчиков требуется умение определять птиц по внешнему виду и голосу, оценивать число встреченных особей (в том числе на значительном расстоянии и по голосам ), определять дистанции до птиц и расстояния, пройденные с учетом. Поэтому, при подготовке к выполнению данной работы следует уделить особое внимание подготовке учетчиков.
Самое сложное в проведении учетов — определение видов, поэтому приступать к практическому обучению учетной работе следует заранее. Можно порекомендовать обучать школьников голосам птиц в течение всей весны – на любых экскурсиях, прогулках в лес, в походах и т.п., таким образом, чтобы к концу.
Источник
Осенний маршрутный учет птиц
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России!
Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Международные дни наблюдений за птицами!
Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Изучение видового состава и численности птиц методом маршрутного учета
Аннотация. В данном методическом пособии излагается упрощенная методика проведения маршрутного учета численности птиц, включающая выбор биотопа для проведения учета, заложение маршрута, технику проведения учета и форму ведения записей в полевом дневнике, необходимый объем учетных работ, а также процедуру расчета плотности населения птиц (в особях на 1 квадратный километр) по результатам проведенного учета.
Данное учебное задание посвящено изучению видового состава и численности птиц своей местности силами учащихся школы под руководством преподавателя.
Сущностью данной исследовательской работы является проведение школьниками маршрутных учетов птиц с последующим расчетом данных о плотности населения каждого вида на единицу площади (квадратный километр) выбранного местообитания. В осенний период данное исследование не представляет особенного труда (за исключением методических трудностей), так как видовое богатство птиц и их численность в этот сезон года, как правило, невелики (по крайней мере в лесной зоне).
Перед началом работ следует выбрать местообитание, в котором будут проводиться учеты. Для начала следует выбрать биотоп попроще, например светлый, незахламленный средневозрастный сосновый или смешанный лес. Начинающим учетчикам в таком лесу будет легче ходить, видеть и слышать птиц. Следует, однако, иметь в виду, что размер участка такого леса, в котором будет проводиться учет, должен быть не менее 1 км2.
В качестве основной методики исследования выбран маршрутный учет.
В настоящее время в зоогеографических и орнитологических исследованиях применяется несколько десятков методик учета птиц, различных по сложности и точности определения реальной плотности. Подразделяются они на три большие группы: площадочные, точечные и маршрутные. Способы регистраций птиц также различны — либо места обнаружения встреченных птиц наносят на карты и схемы, либо птиц просто подсчитывают и производят расчет плотности по формулам. Площадочные и точечные методы учетов применяются, в основном, в гнездовой период, а маршрутные — для рекогносцировочного обследования больших территорий и во внегнездовое время.
При проведении учетов с научно-исследовательскими целями от учетчика требуется умение определять птиц по внешнему виду и голосу, оценивать число встреченных особей (в том числе на значительном расстоянии и по голосам ), определять ширину учетной полосы и расстояние, пройденное с учетом.
Простейшие количественные исследования населения птиц позволяют сравнивать между собой географически удаленные участки территории, оценивать степень антропогенного воздействия на птиц, выявить особенности временной динамики населения. Овладение простейшей методикой таких учетов позволит в будущем решать более сложные исследовательские задачи, спектр которых зависит прежде всего от специфики региона и конкретного экспериментального участка.
Для проведения данного исследования потребуется минимум оборудования: полевой дневник, бинокль и определители птиц.
Методика проведения учета
Сущность предлагаемой методики проста: учетчик (или учетчики) двигаются по маршруту и отмечают все встречи с птицами с определением их вида, числа особей и приблизительного расстояния от учетчика до регистрируемых птиц. Кроме этого оценивается пройденное расстояние — по карте или путем подсчета расстояний на местности (шагами).
Самое сложное в проведении учетов — определение видов, поэтому приступать к практическому обучению учетной работе следует после или одновременно с обучением определению птиц по виду и голосу. Научиться этому может каждый, используя, в первую очередь, помощь преподавателя, определители, записи голосов птиц. Некоторое время также потребуется для приобретения навыков проведения учета. Значительно облегчают задачу наличие музыкального слуха у обучающегося и его способность хорошо ориентироваться в пространстве.
Заложение учетных маршрутов
Описываемая ниже методика маршрутного учета рассчитана, в первую очередь, на внегнездовой (осенне-зимний) сезон, когда птицы кочуют и не «привязаны» жестко к постоянной территории, а также на обследование малоизвестных исследователю и больших по площади территорий — площадью не менее 1 квадратного километра.
При обследовании такого участка учетный маршрут следует проложить по-возможности по прямой (пользуясь, например, лесоустроительными просеками) или слегка извилистой линии (например, по лесной дороге). Можно, при этом, закладывать.
Источник