Основная мысль произведения синяя птица метерлинк

Анализ произведения «Синяя птица» Метерлинка

«Синяя птица» – это одно из самых известных произведений известного бельгийского писателя Мориса Метерлинка, написанное в 1908 году. Это книга о путешествии двух детей, поисках счастья и смысла жизни, о встречах с различными обитателями мира и о постижении глубоких философских и этических принципов.

Произведение Метерлинка наполнено символами, которые ключевым образом влияют на его смысловую нагрузку. Одним из них является «Синяя птица», которая символизирует поиск себя и своего пути в жизни. Книга сочетает в себе элементы сказки, философии, мифологии и теософии, что делает ее незабываемой и необычной.

В данной статье мы рассмотрим интригующий сюжет книги и основных персонажей, связанных с ней символов и тонких отношений между значениями, которые Метерлинк относил к процессу нахождения своих внутренних ответов.

Жанровые особенности

Сказка

Одной из главных жанровых особенностей произведения является сказочность. «Синяя птица» представляет собой разновидность чудесной сказки, где герои открывают для себя новые миры, встречаются с необычными существами и осуществляют невероятные подвиги.

Символизм

Другой характерной чертой произведения является символизм. Метерлинк не задает явных ответов на вопросы, которые возникают у читателя во время чтения. Вместо этого автор использует символы и аллегории, чтобы заставить читателя самостоятельно мыслить и творчески интерпретировать произведение.

Философская составляющая

Ещё одной важной особенностью произведения является его философская составляющая. Автор задает вопросы о смысле жизни, предназначении человека, борьбе добра и зла. Герои произведения исследуют общие философские проблемы и делают выводы, которые могут помочь читателю самостоятельно ответить на эти вопросы.

Магический реализм

В произведении присутствует элемент магического реализма, когда реальность смешивается с фантастическими и мифическими элементами. Мир, описанный автором, является продолжением реального мира, но одновременно его перевернутым отражением, где все может происходить на удивление неожиданным образом.

Символика и метафоры

Синяя птица

Самым главным символом произведения «Синяя птица» является одноименный персонаж. Птица символизирует высокие ценности, такие как счастье, красота, истина, доброта.

Она также отражает желание искать новые знания и познания, что подчеркивается мотивом путешествия главных героев, Митеньки и Тиленды.

Важно отметить, что птица не только является символом, но и метафорой. Она никогда не упоминается в буквальном смысле, но действует как идея, которую герои пытаются найти.

Другие символы и метафоры

  • Дерево жизни является еще одним заметным символом в произведении. Оно символизирует жизненный путь людей, который начинается в земле и направлен к небесам. Дерево также отражает понимание цикличности жизни и смерти.
  • Часыенные зеркала являются метафорой для искажения реальности и невозможности увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле.
  • Кот является символом линии жизни и ярким признаком интуиции и пользы знания. Кошка сопровождает Тиленду на ее путешествии и помогает ей находить дорогу.
Читайте также:  Никольский музыкант птицы белые мои

Герои и их характеры

Мальчик Кай

Кай — главный герой произведения «Синяя птица». Он изображается как эгоистичный, раздражительный и капризный ребенок, который не ценит близких ему людей, в том числе свою красивую и заботливую сестру Маю. Однако в своем путешествии Кай претерпевает серьезные изменения и осознает свои ошибки, когда ему приходится столкнуться с границами своего эгоизма и самостоятельности. В конечном итоге он познает истинное значение любви, дружбы и верности.

Сестра Мая

Мая — сестра Кая, которая постоянно заботится о нем, несмотря на его неприятный характер. Она изображается как терпеливая, мудрая и исполненная доброты девочка, которая готова сделать все возможное, чтобы помочь своему брату. Мая является символом духовной чистоты и мудрости, а ее характер и поступки можно рассматривать как пример для подражания истинным друзьям и родным.

Другие герои

В произведении также есть множество других персонажей, в том числе золотая птица, крылатый часовой и многие другие. Они появляются в разных эпизодах и символизируют различные аспекты мира и человеческой жизни. Некоторые из них помогают Каю и Мае в их путешествии, а другие наоборот, толкуют судьбу героев. Все они являются неотъемлемой частью сказочного мира, созданного Метерлинком в своем знаменитом произведении.

Философские мотивы

Тема смерти

Философская тема смерти является одной из главных в произведении «Синяя птица». Автор использует образы смерти, представляя ее как нечто неизбежное и непреодолимое. Это символизирует тот факт, что смерть является неотъемлемой составляющей жизни, и нельзя от нее убежать.

Однако, в отличие от общепринятого представления о смерти как чего-то ужасного и неоспоримого, автор придает этому образу некоторую загадочность и магию. Ведь, согласно сюжету, смерть не является концом всего, а лишь началом нового пути, новой жизни в другом мире.

Тема смысла жизни

Метерлинк задает вопрос о смысле жизни, намекая на то, что он не может быть найден с помощью рационального мышления. Герои произведения ищут истину в мире мечты, где они общаются с духами и существами, символизирующими различные аспекты жизни и человеческой судьбы.

Символами жизненного пути является поиск Синей Птицы — образа Любви и Истины. Эта поисковая мотивная линия связывает в себе как сюжет, так и главные метафоры произведения.

Тема свободы воли

Противопоставление свободы и рабства является еще одной важной философской темой в «Синей птице». Как и в других произведениях Метерлинка, зло является не абстрактной силой, а отрицательным аспектом жизни, связанной с выбором. Вместо того чтобы рассматривать зло и здесь как некую объективную реальность, автор представляет его как результат свободного выбора.

Таким образом, произведение становится одним из первых в истории литературы комплексным философским полем. Оно заставляет читателя задуматься о главных вопросах человеческого бытия: смысл жизни, смерть, свободная воля и многое другое.

Интерпретация текста в современном контексте

Актуальность темы

По прошествии более ста лет после написания произведения «Синяя птица», сегодня мы можем по-новому взглянуть на его интерпретацию. В современном мире, где преобладает технологический прогресс и индивидуализм, произведение Метерлинка звучит особенно глубоко и актуально.

Возвращение к духовности

Современный мир зачастую лишен духовных ценностей, а произведение «Синяя птица» напоминает о том, что помимо материального мира существует еще и мир духовный. Лейн и Мила, герои произведения, отправляются в путешествие, чтобы найти синюю птицу и вернуть здоровье своей сестре, однако на своей духовной оставшейся части они находят гораздо большее – мудрость, силу духа, провидение.

Читайте также:  Виноград защита гроздей от птиц

Таким образом, «Синяя птица» возвращает нас к основам духовности, помогает врубиться в духовную жизнь, научиться отделять истину от лжи, видеть мир в большой перспективе и развиваться духовно.

Поиск смысла в жизни

Смысл жизни ищет каждый, но понять истину – дело непростое. В «Синей птице» герои отправляются на поиски смысла жизни и, находясь на грани жизни и смерти, находят ответ на свои вопросы.

Произведение неразрывно связано с понятием смысла жизни и наверняка навсегда останется актуальным для всех поколений.

Источник

Чему учат произведения Мориса Метерлинка? Философия «Синей птицы»

Имя Мориса Метерлинка напоминает нам, прежде всего, о его «Синей птице» — пьесе, поставленной в России раньше, чем на родине драматурга, в Бельгии. Спектакль до сих пор не сходит со сцены МХАТа, появились также фильм, мюзикл и балет «Синяя птица». Немного статичная, но непостижимо привлекательная философская сказка обещает подсказать путь к Грядущему счастью. Оптимистическое в целом видение жизни драматурга подсказало ему идею «говорить несчастным о счастье, чтобы они научились понимать его».

Дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «все знать и все видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают Прошедшее и Будущее и, испытав много страхов и ужасов, а также сомнений и радости, возвращаются домой ни с чем. Волшебная птица так и не встретилась им. Но вот, по просьбе зашедшей в дом соседки Тильтиль дарит ее больной внучке своего ручного голубя, и через минуту в комнату вбегает исцеленная девочка. В чертах ее мальчик угадывает лицо Света, а в голубе ему мерещится Синяя птица. Но голубь в этот раз улетает, и мальчик говорит, обращаясь в зал: «Если вы когда-нибудь поймаете Синюю птицу, отдайте ее нам, она нам нужна, чтобы быть счастливыми».

Дети у Метерлинка — образ всего человечества с его неведением и беззащитностью. И человек, и вещи, которые его окружают, живут своей внутренней жизнью, имеют душу и право на бессмертие. Фантастика сказки наполняет чувством философскую идею пьесы, усиливает ее поэзию и человечность. Настоящее, с точки зрения Метерлинка, содержит в себе и прошлое, и будущее, и его суть — это суть человеческой личности. Телесное и духовное бытие человека взаимосвязаны. Во Сне можно вернуться в то, что было, и провидеть то, что будет. Память сохраняет все преходящее, невесомое, быстротечное, сохраняет яркий чувственный образ действительности. Изображая обыденную жизнь, Метерлинк делает ее недоступной обыденному сознанию. Только детям раскрывается реальность волшебной сказки, потому что игра — чудесное свойство их сознания, она позволяет «все видеть в истинном свете».

Метерлинк далек от умиротворенного видения мира. В душе он романтик, и, хотя в выражении своих мыслей он спокоен, читатель или зритель чувствует обуревающие его раздумья. Метерлинк — фламандец, уроженец Гента. Добродушие столь же свойственно Фландрии, сколь и мрачный трагизм. Отсюда проистекает та раздвоенность, которая позволяет ему писать столь различные вещи, как оптимистическая «Синяя птица» и мистически страшные «Слепые».

Читайте также:  Septem voices стая птиц акустика

В 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, которая досталась ему не только как драматургу, но и как философу. Драмы писателя служат иллюстрацией к его философским размышлениям, изложенным в книгах «Сокровище смиренных», «Двойной сад», «Мудрость и судьба», «Жизнь пчел», «Жизнь термитов», «Жизнь муравьев», «Разум цветов».

Первое, что останавливает на себе внимание в философских сочинениях Метерлинка, — это мысль о бессилии выразить живой речью то, что шевелится в глубинах души. О том, что истинная жизнь неподвижна, что она не требует проявления в движении, в бунте страстей. Что человеку полезно вникать в свои скорби и горести: «Скорбь возвращает нам то, что наша душа одолжила ей в счастливые дни». Человечество страдает, но ему нужно говорить слова утешения, уверять его в том, что все в порядке. Мы окружены тайною и не знаем, чем она разрешится. Тем не менее, жить надобно, и по возможности счастливо и благородно.

Рассказывая о жизни пчел, Метерлинк обращает внимание на моральную сторону отношений в улье. Пчела живет исключительно для будущего, она трудится не для себя, а для потомства. Все, что ведет к усилению и благополучию вида, справедливо, даже если кажется жестоким и неправедным.

Будучи специалистом по западной литературе, Александр Блок, изучая символистские драмы Метерлинка, заметил, что бельгийский писатель превратил в пьесах «человеческий голос в шепот, лишил людей их свободных движений, воздуха и света». Это замечание справедливо для всех символистов, включая и самого Блока. Метерлинк отказался от действия и от слова в их прежнем значении. Его персонажи всматриваются в таинство вечности, они своего рода марионетки. Не поддающиеся персонификации общественные силы принимают у Метерлинка символическое выражение. Пьесы «Непрошенная». «Там, внутри», «Семь принцесс», «Аглавена и Селизетта», «Монна Ванна», «Ариана и Синяя Борода» можно назвать драмами рока, непредотвратимой и неумолимой судьбы.

Не случайно Клод Дебюсси, полагавший, что «музыка существует для невыразимого», нашел идеальный материал для своих замыслов в пьесе Метерлинка «Пелеас и Мелисандра» и написал тонкую, нежную, грустную музыку, ставшую для многих любимой и близкой. История Пелеаса и Мелисандры — новый вариант истории Тристана и Изольды, Франчески и Паоло, еще один рассказ о фатальном и бессмертном любовном чувстве. Когда два живых существа встречаются друг с другом в первый раз, между ними происходит обмен тайнами жизни и смерти, и они не вольны воспрепятствовать этим духовным связям.

В драмах Метерлинка на первый план выступает подтекст, настроение. Именно через настроение мы открываем путь к истинной духовно-содержательной жизни. Ведь она протекает мимо слова и вопреки ему. Музыка Дебюсси сказала то, перед чем слова были бессильны.

Как истинный писатель-символист, Метерлинк утверждал в «Эссе о бессмертии»: «Создавая себе фантастический мир, мы ближе к истине, чем пребывая в доступной нашим смущениям реальности».

Источник

Оцените статью