Виды внимания (основные классификации)
Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание
Этот вид внимания складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Есть предметы и явления, которые как бы «приковывают» к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.
Непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли (Н.Н. Ланге, 1913).
Ланге Николай Николаевич (1858-1921) –профессор Одесского универ-ситета. Ланге Н.Н. предложил классификацию, которая предусматривала как явления так называемого «непроизвольного внимания», так и явления «внимания произвольного», которое Ланге Н.Н. обозначил термином «волевое внимание».
Для Н.Н. Ланге «волевое внимание» означало внимание целенаправлен-ное, целевое. Поэтому важнейшее понятие, которое было введено Н.Н.Ланге в учение о внимании, было понятие цели. В те годы не слишком часто понятие «Цель» включалось в систему психологических понятий и терминов.
Русского психолога Н.Н. Ланге не следует путать с датским физиологом Карлом Георгом Ланге (1834-1900). Карл Георг Ланге, совместно с английским психологом Уильямом Джеймсом, является основоположниками теорий происхождения эмоций, в частности, «Периферической теории эмоций» (конец 90-х годов XIX века). Под «периферической теорией эмоций» К.Г.Ланге – У.Джеймса понимается основной тезис о том, что возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями на человека.
Причины возникновения непроизвольного внимания:
-относительная сила раздражителя;
-контрастность предметов или явлений;
-внутреннее состояние человека.
В основе нейрофизиологических механизмов внимания лежат неосозна-ваемые установки человека: как правило, кратковременные, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания вызывается воздействующим раздражителем на человека (как правило, звуковым или световым). В ответ на эти воздействия активируются структуры среднего мозга, вследствие чего формируются неосознанные ответные реакции: так называемые первичные ориентировочные реакции.
(реакции типа: «что это такое?»).
В среднем мозге залегает большое количество ядер ретикулярной формации, которые активируют кору больших полушарий и формируют непроизвольное внимание на внешние раздражители (эффект рекламы). Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде. То есть ретикулярная формация– это нервное образование являющееся механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.
Таким образом, ретикулярная формация + органы чувств + структуры
среднего мозга + таламуса = обуславливает появление ориентировочно-
го рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
И. П. Павлов назвал этот рефлекс- «что такое?».
Кроме того, часть отделов ретикулярной формации функционируют в рам-
ках анатомо-физиологической системы доминанты. С ней же, соотносим в
своем действии и избирательный механизм регуляции внимания через акту-
ализацию потребностей, а также механизм волевого управления внима-
нием через кортикально-подкорковые связи.
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Психологической особенностью произвольного внимания является то, что оно невозможно без большего или меньшего волевого усилия, умственного напряжения.
Длительное поддержание произвольного внимания вызывает у человека утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Источник
Внимание. — Контрольная работа по учебной дисциплине «Общая психология»
Определение внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Причины нарушения внимания.
Внимание— состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать, на те, или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
Произвольное внимание в отличие от непроизвольного, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в том случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием.
Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Н.Ф. Добрынин предлагал выделять:
непроизвольное внимание (феномены которого обусловлены направленной поисковой активностью субъекта);
вынужденное внимание (детерминированное особенностями стимуляции);
эмоциональное внимание (обусловленное внутренними условиями: соответствием или несоответствием стимула влечениями, желаниям, потребностями);
привычное внимание (связанное с прошлым опытом субъекта, сформировавшимся и специализированным для приема и обработки определенной стимуляции);
произвольное внимание (обусловленное мотивацией);
послепроизвольное внимание (соответствующее процессу изменения организации целенаправленной деятельности).
Соотнесите перечисленные факты с этими видами внимания.
1.Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля. (Послепроизвольное внимание)
2.Новорожденный ребенок поворачивает глазки в сторону шума. (Непроизвольное внимание)
3.Девочка-подросток, читающая перед сном мелодраму, забывает о времени, жадно «проглатывая» страницу за страницей. (Эмоциональное внимание)
4.Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний. (Привычное внимание)
5.Невзрачная сотрудница лаборатории, которую все знают как «серую мышку», вдруг приходит на работу в роскошной собольей шубе.
( Произвольное внимание)
6.Младший школьник может часами играть в компьютерные игры, не уставая и не отвлекаясь, а вот геометрия требует от него большего сосредоточения внимания. (Вынужденное внимание)
Источник