Основной принцип системы охраны природы являются

Принципы охраны природы.

Охрана природы – совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько последовательных этапов: видовая и заповедная охрана природы – поресурсная охрана – охрана природы – рациональное использование природных ресурсов – охрана среды обитания человека – охрана природной окружающей среды. Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности.

В последние годы все чаще используется термин «защита окружающей природной среды». Очень близок по содержанию и объему к этому понятию термин «охрана биосферы». Охрана биосферы – это система мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях и направленных на устранение нежелательного антропогенного и стихийного влияния на функционально взаимосвязные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу и сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана природы тесно связана с природопользованием – одним из разделов прикладной экологии. Природопользование – общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Нерациональное использование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

По Ю.Одуму, рациональное природопользование преследует двоякую цель:

· Обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;

· Обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления;

В нынешний, современный этап развития проблемы охраны окружающей среды рождается новое понятие – экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду. Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности население и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении пределов существования и функционирования и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем.

Читайте также:  Какова роль фотосинтеза природе

Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Выход из глобального экологического кризиса – важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии), потенциально неверны и не приведут к необходимым результатам, ведь по сравнению с многократным использованием товара сжигание мусора – неэффективный способ борьбы с отходами. Прежде всего это процесс деструктивный, в ходе которого расходуется и сырье, и энергия. При этом загрязняется и атмосфера и вода. Мусоросжигатели выбрасывают в атмосферу окислы азота, серы, способствующие выпадению кислотных осадков, окись водорода, диоксин и фуран, которые как полагают, обладают канцерогенным и мутагенным воздействием. Остаются тонны токсичной золы, которая опасна и для грунтовых вод.

Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятия антагонизма между ними.

Наиболее общим принципом, или правилом охраны окружающей среды, необходимо считать: глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала. Из этого закона следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: экологично-экономичное, т.е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы. Еще одно важнейшее экологическое правило – все компоненты природной среды – атмосферный воздух, воды, почву – надо сохранять не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда растений и животных.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека;

— научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

— рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

Читайте также:  Дикие птицы нашей природы

— соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

— гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

— международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Студопедия рекомендует:

Эмпирическая функция распределения Определение 25.2. Эмпирической функцией распределения (функцией распределения выборки) называют функцию .
Дезинфекция ветоши, уборочного инвентаря 1. Замочить использованную ветошь в емкости с дезинфицирующим средством. 2. Промыть проточной водой.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: понятие виды, компетенция Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких.
Правовой статус индивидуального предпринимателя Индивидуальные предприниматели. Полные товарищества и товарищества на вере Правовой статус индивидуального.
Мифологическое мировоззрение Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека.

Источник

Основной принцип системы охраны природы являются

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

Читайте также:  Дайте определение памятник природы

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

Источник

Оцените статью