22.Нормирование качества окружающей среды. Виды экологических нормативов.
Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды.
Цель экологического нормирования:
- установление научно обоснованных пределов воздействий человека на окружающую среду, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы.
Это и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.
Экологическое нормирование – это установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Одним из основных является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого — «Нормирование в области охраны окружающей среды — определяет систему экологических нормативов, критерии их установления. Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства:
- Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13);
- Водном кодексе РФ (ст. 35);
- Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30);
- Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст.ст. 11, 12);
- Лесном кодексе РФ (ст. 87);
- Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17);
- Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47);
- Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18);
- Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.
Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ.
Система экологических нормативов включает:
- нормативы качества окружающей среды;
- нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др.
Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды»
Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Экологические нормативы – установленные законом пределы допустимого негативного воздействия на окружающую среду
Нормированием в области охраны окружающей среды принято считать и установление нормативов качества окружающей среды, и нормативы допустимого негативного воздействия на нее. Кроме того, сюда же можно отнести нормативы, которые совокупно отслеживают любое негативное воздействие и возможности его не только предотвращать, но и заранее прогнозировать (что важно). Главной целью экологического нормирования можно назвать сохранение экосистем и биологического разнообразия.
Виды экологических нормативов
Этапы разработки нормативов в области охраны окружающей среды:
В первую очередь проводится ряд научно-исследовательских работ для дальнейшего обоснования экологических нормативов; После чего приводятся основания для разработки или же пересмотра данных нормативов; Далее утверждается и публикуется перечень нормативов в области охраны окружающей среды; Разработка экологических нормативов завершается проведением оценки для прогнозирования различного рода последствий их применения.
Согласно ФЗ «“Об охране окружающей среды», нормативы можно подразделить на:
-химические нормативы – например, нормативы предельно допустимого содержания каких-либо веществ в атмосфере
-физические нормативы – например, показатель уровня радиации
-биологические нормативы – показатель разнообразия флоры и фауны на определенной местности (число видов животных и растений), сохранности биосистемы
-иные нормативы (определяются с помощью специфических лабораторных методов и зрительного наблюдения за процессами внешней среды).
НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ И СБРОСОВ
Устанавливаются для предприятий, у которых есть стационарный источник неблагоприятных выбросов или сбросов. Перечень официально зарегистрированных вредных веществ размещен после этого абзаца
Лимиты на выбросы и сбросы
Ранее деятельность предприятий регулировалась установленными лимитами на выбросы и сбросы ЗВ. Однако на текущий момент времени они заменены временно разрешенными выбросами (ВРВ) и временно разрешенными сбросами (ВРС), как и зафиксированы в ФЗ “Об охране окружающей среды”. Для объектов различных категорий порядок их установления различается. Например, у объектов 1 категории есть следующие возможности:
-установить лимиты ВРВ и ВРС таким же образом, как ранее, до получения КЭР
-установить лимиты ВРВ и ВРС в процессе получения КЭР – этот вариант может быть применен только в случае наличия у организации одобренной программы повышения экологической эффективности.
Что же касается объектов 2 и 3 категории, то для них ВРВ и ВРС устанавливается через соответствующие разрешения.
ВРВ и ВРС могут быть установлены только в рамках осуществления плана мероприятий по охране окружающей среды. Поэтому для объектов 2 и 3 категории ВРВ и ВРС определяются в ходе выполнения этого плана.
Расчет НДВ (нормативов допустимых выбросов) и НДС (нормативов допустимых сбросов) обязателен для объектов 1 и 2 категории в процессе строительства и уже готовых и функционирующих объектов 2 категории. В то же время их не устанавливают для объектов 3 и 4 категорий, если они не используют в своей работе высокотоксичные и радиоактивные вещества.
НОРМАТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТЫ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
Документ, регулирующий данный вид нормативов — Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к деятельности юр. лиц и ИП на объектах 1 категории. Регламент вступил в силу 6 июня 2020 года.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
Технологические нормативы представляют собой ограничения по количеству допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. Они являются обязательными для объектов 1 категории опасности и устанавливаются КЭР. Таким образом, КЭР – это основной и главный документ для предприятий 1 категории.
Если Ваше предприятие было включено в утвержденный Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 список из 300 пилотных объектов 1 категории, то Вам необходимо получить КЭР до 31 декабря 2022 года. Если Ваше предприятие не попадает в этот список, Ваш срок получения КЭР — до 1 января 2025 года.
В том случае, если компания располагает сразу несколькими объектами 1 категории, КЭР необходимо получать на каждый из них по отдельности. Если кроме объектов 1 категории, в ее владение также водят объекты иных классов, то экологические нормативы не включаются в КЭР.
Санкции за отсутствие КЭР предусматривают штраф до 100 000 рублей.
Для производственных площадок 1 категории также обязательным является разработка программы ПЭК и составление статистической отчетности по форме 2-ТП. Отчет по ПЭК должен быть сдан в срок до 25 марта следующего за отчетным года.
Источник
Основные экологические нормативы качества окружающей природной среды
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
2. К нормативам качества окружающей среды относятся:
нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Источник
11.2 Нормирование качества окружающей природной среды
Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.
Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:
— экологическую безопасность населения;
— сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.
Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует соответственно больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.
Основные экологические нормативы следующие:
— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);
— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);
— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);
— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);
Источник