Основные формы поведения животного

ГОСЫ / 6.Основные формы поведения животных

Девочки, тут всё по лекциям. Может, найду чего ещё.. но не факт.

Выделяют три формы поведения животных:

  1. Инстинкт
  2. Научение
  3. Интеллект
  1. Настраивающие – предварительно снижают порог раздражимости нервных центров, следовательно, повышают чувствительность анализаторов.
  2. Направляющие – определяют траекторию движения.
  1. Поисковая (подготовительная, аппетентная): после нарушения ритма, нарушения гомеостаза, животное ищет ключевой раздражитель, чтобы создать пусковую ситуацию, затем следует И.п. В первой фазе есть несколько этапов: 1. Инстинктивное движение носит ненаправленный характер, когда обнаруживается стимул -> 2. Ориентировка в пространстве становится целенаправленной, животное устанавливает источник, раздражитель. 3. Осуществление действий, связанных с овладением объекта.
  2. Собственно инстинктивное поведение: Данная фаза менее пластичная по сравнению с предыдущей, И.п. стереотипно, обусловлено морфологией, все действия в данной фазе врождены и видотипичны.
  • Фототаксисы
  • Хемотаксисы
  • Термотаксисы
  • Геотаксисы (сила тяжести)
  • Реотаксисы (течение жидкости)
  • Анимотаксисы (поток воздуха)
  • Гидротаксисы
  1. Врождённость, бессознательность. Инстинкты не являются штампом, а обладают изменчивостью, происходящей под влиянием внешних биологически значимых для вида факторов. Эта изменчивость больше видовая, чем индивидуальная. В индивидуальной жизни инстинкт может затормозиться при этом утрачивается значение раздражителя.
  2. Стадиальность. Отражение последовательности изменений, происходящих в природе и широту инстинкта. Всё это вырабатывается видом в процессе приспособления к среде как ответ на разнообразие жизненных условий. Инстинкт колеблется в определённых наследственно-фиксированных пределах, которые характерны для каждого вида. Колебания, выходящие за эти рамки и приносящие пользу, закрепляются и сохраняются. В этом и причина эволюции.
  • Простые. Состоят из нескольких действий однородных по своему биологическому значению. (прыжок богомола). Эти инстинкты решают одну задачу и реализуют одну цель. К таким инстинктам относят – И.питания, размножения, самосохранения. В данном типе инстинктов можно выделить инстинктивные явления:
  • Двойные. Бывают случаи, когда животное изменяют своё поведение, совершают его по-другому. Например, в начале лета дрозды достраивают крышу у гнезда, если лето ожидается дождливое. При разных условиях проявляются разные вариации последовательности. Когда говорят об изменчивости имеют ввиду многовариативность.
  • Сложные. Результат комбинации простых инстинктов.(например. Питание и размножение).простые инстинкты образуют консорцию –абсолютно новое образование, в котором величина слагаемых компонентов изменяется. Например, в зрелом возрасте самец тарантула теряет инстинкт и начинает бродячий образ жизни, а самка строит гнездо.
  1. Облигатное: приобретение индивидуального опыта, необходимого всем представителям данного вида для выживания, независимо от индивидуального опыта.
  2. Факультативное: форма сугубо индивидуального приспособления к особенностям условий. в которых живет особь. Данный вид научения является подвижным, гибким.
  1. Навык является формой факультативного научения. Способность к выработке навыка свойственна не всем животным, а проявляется на определённом уровне филогенеза. В результате формирования навыка врождённой двигательной координации обычного поведения используется в новой сигнальной ситуации или возникает новая приобретённая двигательная координация. В последнем случае животное учится действовать по-новому.
  2. Навык формируется в результате упражнения и нуждается в подкреплении. Навык можно вырабатывать двумя способами:
  • Оперантное обуславливание. Скиннер. При выработки навыка животное должно проявлять двигательную инициативу и самостоятельно приобрести новый способ оперирования. Метод «проб и ошибок». Без внимания остаётся первая фаза – фаза ориентировки.
  • Работы Павлова. Классическое обуславливание. Условный рефлекс. Лежит в основе дрессировки.
  1. Стадия наталкивания: вызов системы действий, необходимых человеку. Наталкивание может быть непосредственное – заставление, косвенное – провоцирование движения, не связанного с подкреплением, сложное – сначала вырабатывается навык, а потом меняется ситуация.
  2. Отсечение лишних движений, шлифовка первой стадии.
  3. Закрепление навыка. Проверка надёжности реакции на сигнал. В результате навык приобретает стереотипную структуру.
  1. В основе улавливания эмпирических законов, связывающих предметы и явления лежит способность мозга избирательно реагировать на специфические свойства раздражителей. В мозгу кошек были обнаружены нейроны, реагирующие на перемещений пердметов в пространстве.
  2. Специфические реакции нейронов определяется избирательной активностью генетического аппарата нейронов в процессе онтогенетической клеточной дифференциации.
  3. Большой объем мозга создаёт условия для упорядочивания его функций. Э. Шредингер предположил, что при восприятии мозгом физической среды процессы, происходящие в мозге, тоже должны обладать чертами упорядоченности.
  1. Манипулирование конечностью с биологически нейтральным объектом.
  2. Способность к экстраполяции
  3. Способность к обобщению
  4. Анатомо-физиологические особенности (высвобождение верхних конечностей, захват объекта одной конечностью.)
  1. способность к разнообразным манипуляциям
  2. широкое чувственное зрительное обобщение
  3. способность решения сложных задач с переносом навыка в новую ситуацию
  4. ориентация и адекватное реагирование в новой обстановке.
  1. подготовительная. Поведение побуждается не самим предметом, а объективными отношениями. (эксперимент: обезьяна, палки различной длинны и яблоко, которое нужно достать. )
  2. осуществление действия. Включает в себя операции, выступающие в виде навыка. Одна и та же задача может быть решена различным набором действий.
  1. установление связи раздражителя непосредственно воспринимаемого животным в ходе деятельности. Это анализ и синтез в нагалядно обозреваемой ситуации.
  2. Установление связи между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и представлениями этих объектов.
Читайте также:  Летучая мышь животное плотоядное

Источник

Оцените статью