Основные концепции познания социокультурная природа познания

Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта. Основные гносеологические операции. Социокультурная природа познания.

Сказать, что объектом познания является природа — значит сказать и мало и много. Мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. Также в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.

В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

В качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания.

Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Кроме того, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности.

За последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей создает базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежат противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является социальное целое. В конечном счете, высший производитель знания и мудрости — все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает как особый субъект познавательной деятельности.

Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Читайте также:  Излучение электромагнитных волн при каких природных явлениях

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В нем выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обуславливают их особо высокие познавательные достижения.

Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с её страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Под субъектом познания имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его многообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Объект в эго отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания (и в этом смысле объект познания становится уже фактором социума). С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек — объект изучения разных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии. Человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людьми. Будучи субъектом познания, человек, оказывается вместе с тем и его объектом.

Субъект — источник познавательной деятельности, активности.

Объект — это то, на что направлена познавательная активность субъекта.

Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).

Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь, Критерии истины.

Истина — это цель, к которой устремлено познание, и как писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя знания и составляют отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов свердловской области инн

Аристотель: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.

Заблуждение — это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь — намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации — подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.

Обратимся к вопросу — что является критерием истины?

1) Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

2) Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

3) Прагматический подход — истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина — несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.

4) Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

Источник

Вопрос 35. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.

Проблема познавательной деятельности человека занимает одно из очень важных мест в общей структуре философского знания. Сущность человека заключается в постоянном удовлетворении информационной, познавательной потребности, а она лежит в основе определения человеком смысла своей жизни.

Читайте также:  Альфа лучи природа излучения

Понятие «познание» весьма близко по смыслу к понятию «сознание». По своему содержанию эти понятия могут быть признаны тождественными в силу единого корня в названии этих понятий — «знание», поэтому нельзя познавать не осознавая, что именно познается. В то же время нельзя что-либо сознавать, не познавая при этом окружающий человека мир. Вместе с тем, оба эти понятия несут разную функциональную нагрузку, так как сознание — это есть функционирование знаний человека о действительности, а познание — это приобретение, умножение и развитие приобретенных знаний. Таким образом познание представляет собой процесс, в котором взаимодействуют две стороны: субьект и объект познания.

Субъект познания — это человек, который обладает познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности — человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д

В философии сложились две точки зрения не процесс познания — гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — самостоятельная деятельность идеального разума.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент.

Источник

Оцените статью