Композиция рассказа “Антоновские яблоки”
Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе “Антоновские яблоки”, который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается (“. Вспоминается мне ранняя погожая осень”) и заканчивается (“Белым снегом путь-дорогу заметал. ”) нетрадиционно. Образуется своеобразное “кольцо” – интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.
Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава – это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. В начале первой главы описан удивительный сад, “большой, весь золотой, подсохший и поредевший”. И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей – всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот – символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые “. ещё со времён дедушки славились богатством”, и стариков и старух, которые “жили. очень подолгу”, и большой камень около крыльца, который хозяйка “сама купила себе на могилу”, и “овины и риги, крытые впричёску”. И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он – символ нового времени, новой жизни, которая “всё громче и сердитее” проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в “тёмно-синюю глубину” неба, “переполненную созвездиями”, и думает: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!” И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека. Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: “Ядрёная антоновка – к весёлому году”, с добрых предзнаменований, с описания урожайного года – осени, которая была порой престольных праздников, когда народ “прибран, доволен”, когда “вид деревни совсем не тот, что в другую пору”. Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что “запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы”, говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, “наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства”. И далее автор пишет, что “хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!” И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: “. распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом. ” Видит он, как “сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной”; замечает он и “свежие, пышно-зелёные озими”. Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма : слышится, “как осторожно поскрипывает. длинный обоз по большой дороге”, раздаётся “гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится “приятный шум молотьбы”, и “однообразный крик и свист погонщика” сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все “с грустной, безнадёжной удалью”. Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства . С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба – это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир – часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд. И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово “вспоминается”. В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда. Необычна и организация времени . Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро – день – вечер – ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: “съезжаются мелкопоместные друг к другу” и “по целым дням пропадают в снежных полях”. И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: “А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля”. И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима. И завершается повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством.
- Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
- Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
- Развить навыки анализа прозаического текста.
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1). Привить учащимся чувство прекрасного;
2). Воспитание культурного читателя;
письменной речи; интерес к истории языка и народа
Тип урока : урок объяснение нового материала
Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.
Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах
Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.
Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя
Источник
Образ природы в рассказе Бунина «Антоновские яблоки»
В бунинском рассказе «Антоновские яблоки» особое место занимает образ природы.
Все произведение начинается пейзажной зарисовкой. Рассказчик повествует о деревне Выселки. В повествовании подчеркивается взаимосвязь быта человека и красоты природы.
И.А. Бунин рисует картины природы не общими красками, он уделяет внимание каждой детали. Причем это не только краски, но и звуки и даже запахи.
Стоит отметить, что в рассказе почти нет никакого действия. Нет ярких персонажей, которые совершали бы яркие поступки. Однако И.А. Бунину удается передать проблему уходящей деревни. И этот переход реализуется как раз через описания природы.
Когда рассказчик наблюдает за красотой природы, то приходит к выводу: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Эти слова выражают различные эмоции: и радость, и ненависть, и скорбь, и грусть. В данных словах отражается прошлое, настоящее и будущее России.
На протяжении всего повествования природа изменяется. Если в первой главе рассказа представлены картины теплого августа, ранних осенних дней, а также постоянно ощущается запах антоновских яблок, присутствуют образы свежего утра, прохладной тишины, чистого воздуха, то уже со следующими главами описываются более холодные и пасмурные дни. Во второй главе показана холодная осень, образы бирюзового неба и лилового тумана уже говорят о начала процесса изменения. В третьей главе продемонстрирован сентябрь, присутствуют образы хмурых туч, ледяного ветра, пепельных облаков, рассказчику скучно и даже тревожно. В четвертой главе показан снежный вечерний ноябрь, рисуются образы пустых равнин. Так, с каждой главой усиливаются мотивы тревоги и холода, которые символизирует изменения в жизни помещиков и крестьян. Яркая, теплая и вызывающая положительные эмоции природа постепенно тускнеет и умирает.
И.А. Бунин постепенно рисует переход природы от одного состояния в другое. Причем писатель делает это с помощью композиции. От первой до четвертой главы описываются сентябрь, октябрь, ноябрь, начало декабря. И с помощью описания осени со всеми ее проявлениями И.А. Бунин смог выразить свою главную мысль по поводу уходящей деревни.
Важен для идейно-содержательного плана и образ антоновских яблок, который даже вынесен в название рассказа. Если в первой главе их запах ощущается четко и очевидно, рассказчик обращает на них особое внимание, то во второй и третьей главе он ощущается не так ярко, а в четвертой главе – не ощущается вовсе, так как он исчезает из усадеб совсем. Запах антоновских яблок помогает передать стремительность упадка дворянства.
Таким образом, образы природы, которые связаны с осенним временем года, являются не столь фоном событий, сколько центральной составляющей, которая помогает показать переход общественного быта, помогает выразить настроение и мировоззрение рассказчика, помогает выразить авторскую идею, связанную с демонстрацией угасания и упадка, а также с эпитафией по уходящей деревни.
Источник
помогите пожалуйста. Какую роль играет пейзаж в Бунин»Антоновские Яблоки?
И. А. Бунин – писатель, который создавал в своих стихотворениях и прозе прекрасные образы русской природы. «Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин, мало кто умеет» — так о Бунине писал Александр Блок. Картины природы, созданные Буниным, так восхищали читателей и критиков, что в 1903 году ему присудили Пушкинскую премию за сборник стихотворений «Листопад» .
Особенной любовью поэта пользовалась природа русской деревни. Бунина вообще можно назвать певцом русской деревни. Он на протяжении всего творчества возвращался к описаниям русской деревни, создавал картины деревенской патриархальной жизни, уходящей в прошлое. Во многом этому способствовали детские воспоминания автора. Детство Бунина прошло среди красот русской природы, в орловском имении. Красота лесов, полей, лугов… Он навсегда запомнил запах скошенной травы, луговых цветов. Память о красоте родного края помогала ему при создании произведений.
В рассказе «Антоновские яблоки» он вновь обращается к теме жизни русской деревни, затрагивает проблему обедневших дворянских родов, событий, которые он сам наблюдал в детстве. Этот рассказ – наиболее лиричный и красивый из всех рассказов поэта о природе. В нем Бунин сумел передать не только красоты природы, описал жизнь деревни, но и сумел передать дух той жизни, мы можем услышать звуки и запахи этих мест.
Продолжение: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00941501320942593269/
Источник