Главные отличия человека от животных : понятийное мышление, речь,
труд — стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Во-первых, человек способен производить орудия труда, использовать их.
Во-вторых, он обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.
В третьих, человек способен к целенаправленной творческой деятельности.
Человек — биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Мышление, речь, сознание, обдумывание поступков, постановка целей
абстрактное мышление, способность идентифицировать себя как личность, руководствоваться не инстинктами, а свободой воли
У животных всё делается за счёт инкстинтов. а человек способен мыслить и принемать обдуманные поступки
Человек с биологической точки зрения определяется, как животное, которое принадлежит к классу млекопитающих вида Homo sapiens, к отряду приматов.
Но человек значительным образом отличается от других живых существ, и главное отличие состоит в его сознании и в том, что человек обладает самосознанием. Человек обладает социальными и психологическими качествами, и функционирует не только, как живой организм, но и как социальный объект.
Человек способен осознавать свою натуру, мыслить и осознавать окружающие его объекты и мир. Следовательно, человек считается самым разумным существом на Земле. Человек сумел создать и развить собственную культуру. Люди создали того, что называется цивилизацией и продолжают активно ее совершенствовать и обновлять.
Философия и психология изучают внутренний мир человека, его общественную сторону и развитие его личности, а анатомия изучает телесную оболочку человека. Основными признаками человека, как отдельного биологического вида, является прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду и высокоразвитый мозг, которые способен отражать и осмыслять мир в определенных понятиях и категориях.
Видовые и индивидуальные признаки человека формируются под воздействием социальных и природных условий, во многом зависят от того региона планеты, в котором он живет и в каком социуме он функционирует. У людей существуют определенные расовые разновидности – по цвету кожи, по цвету волос, по разрезу глаз. Это зависит от адаптации к особенностям природной среды обитания людей.
Поэтому и существуют разные физиологические, биологические и анатомические признаки. Но несмотря на это любой человек, несмотря на расу и среду обитания, все равно обладает общими человеческими признаками. И всем людям присуще участие в сфере жизнедеятельности и в обществе.
Человек отличается от всех других видов живых существ тем, что он может сочетать в себе две сущности — биологическую и социальную. Помимо того, что он является отдельным биологическим видом, он живет в природе и постоянно взаимодействует с другими живыми видами и существами.
Но уже долгое время человек не только не подчиняется природе, но и старается подчинить ее полностью себе, чтобы удовлетворять свои потребности разного рода. Человек особенен тем, что у него есть и социальные потребности, и используя ресурсы природы, он пытается их удовлетворить.
Также человек признается существом общественным, которое не может находиться постоянно вне общества и сильно зависит от него на всех уровнях. Человек своими силами создал развитое общество, и теперь пытается ему соответствовать. По этой причине и считается, что главные признаки человека — это то, что он является общественным существом и то, что он способен мыслить разумно и обладает самосознанием.
Вопрос о сущности и предназначении человека неоднозначный. Очень давно люди стали задавать себе ряд вопросов:
Одни мыслители утверждают, что человек создан для того, чтобы быть счастливым. Другие обосновывают смысл человеческого существованию в служении другим людям, в любви т.п. В народе иногда говорят, что человек обязательно должен выполнить определённую программу: построить дом, посадить дерево, воспитать ребёнка.
Так, например, писатель М.М. Пришвин говорил, что на Земле всё прекрасное исходит от солнца, а всё хорошее – от человека.
В целом, будучи разумным существом, люди должны заботиться о других, об их счастье, об их благе.
С одной стороны, люди очень похожи на всех других живых существ, обитающих на планете. Вместе с тем существует очень важные различия. Человек способен общаться, радоваться, веселиться, страдать, любить, передавать друг другу сложную информацию. Эти человеческие реакции также довольно непростые.
Почему человек плачет, когда ему плохо? Почему он переживает и страдает? Можно сказать, что и животные могут переживать (например, когда скулит собака). Однако невозможно сравнить весь спектр человеческих чувств по сравнению с животным миром (нельзя доподлинно оценить, как страдают животные).
Человек – это прежде всего ответственное существо. Человек – это существо, которое прежде всего:
Люди способны ошибаться. В конце концов, человек приносит не только добро окружающей среде, но и довольно много зла: люди мусорят, загрязняют окружающую среду, делают так, что некоторые живые существа на этой планете просто физически погибают.
Однако человечество помнит, что нужно стараться улучшать планету, стараться заботиться о ней, т.к. это общий и единственный дом для всех.
Таким образом, основные отличия человека от других живых существ в природе заключаются в следующих чертах и способностях:
Только ли вышеперечисленные человеческие черты определяют жизнь человека? Есть ли какая-нибудь иная связь с окружающим миром на каком-то другом внесоциальном уровне?
Такая связь есть, потому что человек – это существо биосоциальное. Он состоит из двух структур:
Каждый наследует эту информацию. У каждого человека есть какие-то объединяющие черты с его родителями. Вместе с тем он может быть и не похож на своих родителей. Получается, что человек какую-то часть информации получает от своих предков как данность:
Все эти признаки являются признаками наследственности.
В целом, наследственность – это свойство организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Каждый человек наследует признаки от своих родителей. Точно так же и в животном мире происходит передача информации (о строении, о конституции тела) от родителей к потомству.
В сравнении с животным миром, человеческому ребёнку после рождения нужно по меньшей мере около 10 месяцев для того, чтобы он научился ходить так, как ходят люди. В это время формируется скелет и развиваются все те мышцы, которые необходимы для прямохождения. Если ребёнка не обучить, если ребёнок будет находиться в дикой природе без родителей, то он никогда не станет настоящим человеком. Это будет ребёнок-Маугли. Он будет подражать животным, но после определённого возраста он уже не сможет перестроиться. Он не сможет научиться прямохождению и человеческой речи.
Это значит, что человек становится человеком только в обществе себе подобных. Речь, прямохождение, мышление – всему этому каждый ребёнок учится у своих родителей.
У животных способности без обучения ходить, менять цвет тела, защищаться и т.п. называются инстинктами. Животное изначально знает, что для него может представлять опасность. В отличие от животных, маленькие дети не могут сами разобраться, что для них представляет опасность.
Людям передаётся достаточно много информации непосредственно, в качестве инстинктов. Но это далеко не всё, потому что человек слишком сложное существо. Биологическая сущность человека недостаточная для того, чтобы люди объективно и эффективно жили в окружающем мире.
Сделать человека (в прямом смысле этого слова) без обучения, без того, что ему передаётся в качестве опыта предыдущих поколений, не получится. От своих родителей люди получают возможности к тому, чтобы развивать речь, правильно ходить, правильно сидеть, выполнять определённые манипуляции руками (это называется мелкой моторикой). Всё это дети получают в качестве задатков.
Но это необходимо в человеке развивать. Только если правильно организовать человеческую деятельность этого маленького существа, тогда из инстинктов постепенно, шаг за шагом начнётся формирование настоящего человека.
В будущем, когда взрослые начинают обучать детей, все они исходя из набора индивидуальных черт, эмоций, природных задатков, очень по-разному формируются. В итоге получается то, что называется человеческой сущностью. Так воспитывается человек.
Другими словами, человек достаточно серьёзно связан с природой. Он получает примерно такой же набор, какой получают другие живые существа. У человека есть мозги, есть уникальный способ передвижения, способность приспосабливаться к окружающей среде и приспосабливать окружающую среду под себя и свои потребности. Это биологическая сущность. Но биологическая сущность – это только часть человеческой жизни, в отличие от того, что во всём остальном животном мире биологическая сущность является всей жизнью.
Источник