3.2. Основные принципы охраны окружающей среды
В Российской Федерации при ведении хозяйственной и иной деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, должны соблюдаться следующие принципы охраны окружающей среды:
— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
— независимость контроля в области охраны окружающей среды;
— презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
— обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (экологическая экспертиза);
— приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
— сохранение биологического разнообразия;
— запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, уничтожению генетического фонда растений, животных, истощению природных ресурсов и пр.;
— участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;
— организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
3.3. Объекты охраны окружающей среды и управление охраной природы
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:
— земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты,
— озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.
Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.
Образованным в 1988 г. государственным органам охраны природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам на местах предоставлено право:
а) налагать запреты на строительство, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и иных предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;
б) предъявлять иски предприятиям, организациям, гражданам, иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств и возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов;
в) рассматривать дела об административной ответственности за правонарушение в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Новый институт, призванный решать многие проблемы управления охраной природы, — экологическая экспертиза.
Задачами государственной экологической экспертизы являются:
— определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения;
— проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природного законодательства;
— определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы.
Государственная экологическая экспертиза проводится органами Государственного комитета по охране окружающей среды на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и участия общественности.
Экологическая экспертиза является независимой, вневедомственной и состоит из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов. Она оснащена современным оборудованием и связана с местным самоуправлением.
Такие экспертизы создаются при комитетах охраны природы регионов. Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления – и ранее принятые программы.
Перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы постоянно расширяется:
— это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроектная документация, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды;
— проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция.
В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.
Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.
Следует отметить, что при размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Источник
Принципы охраны природы
Проблемы рационального природопользования, то есть рационального использования человеком природных ресурсов, привели к необходимости сформулировать принципы охраны природы, основными из которых являются:
· принцип охраны природы в процессе использования – необходимость сохранять окружающую природную среду любыми средствами и способами при различных видах антропогенной деятельности, а не только путём исключения природных объектов из хозяйственной деятельности (заповедники, национальные парки, резерваты, заказники и т.п.);
· принцип комплексности природоохранных мероприятий – необходимость проводить природоохранное планирование, противодействовать негативным природно-антропогенным процессам, повышать устойчивость природных компонентов и ландшафтов к антропогенным нагрузкам, а при необходимости проводить их консервацию;
· принцип повсеместности охраны природы – необходимость охранять нетолько особо охраняемые природные территории, но и всю окружающую человека природную среду на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном);
· принцип профилактики (превентивности ) – необходимость сохранять способность природной системы к саморегулированию, для чего необходимо бережно относиться к воде и воздуху, которые определяют круговорот веществ в биоте;
· принцип учёта природной дифференциации окружающей среды – необходимость учитывать неоднородность географического пространства;
· принцип возмещения вреда, нанесенного окружающей среде сельскохозяйственной деятельностью человека – необходимость проведения целого комплекса мероприятий, включающего введение ограничений на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, а также грамотное проектирование хозяйственных объектов.
· принцип предотвращения негативных антропогенных процессов – недопущение указанных процессов за счет научного предвидения, систематического анализа, прогностических расчетов и комплексного мониторинга;
Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7 – ФЗ) установлены следующие нормативы допустимоговоздействия на природу:
1) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, определяющиеся для субъектов хозяйственной деятельности в целях регулирования различных источников воздействия на определённой территории и оценки с учётом видов природопользования;
2) нормативы допустимых сбросов, выбросов веществ и микроорганизмов, устанавливающиеся на основе нормативов допустимой антропогенной нагрузки и качества окружающей среды, а также технологических нормативов;
3) нормативы допустимых физических воздействий (уровня шума, рентгеновского и ионизирующего излучения, сильных электромагнитных полей, количества тепла и др.);
4) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, определяющиеся в соответствии с земельным, лесным, водным и другими законодательствами;
5) нормативы образования отходов производства и потребления.
В настоящее время в России создан экономический механизм охраны окружающей среды, который полностью ориентирован на рыночную экономику и на экономические методы регулирования.
В названном выше законе «Об охране окружающей среды» сформулированы основные задачи экономического механизма:
1) планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
3) установление нормативов платы и размеров платежей за различные виды вредного воздействия на окружающую среду;
4) предоставление кредитных, налоговых и других льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществление более эффективных мер по охране окружающей среды;
5) возмещение вреда, причиненного здоровью человека и окружающей природной среде.
Для реализации вышеперечисленных основных экономических механизмов охраны окружающей среды применяют постоянно действующие нормы, правила и подходы: природные кадастры; меры по материально-техническому и финансовому обеспечению; платность за использование природных ресурсов; платежи (штрафы) за загрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию, налогообложению; освобождение от обложения налогами.
Разработаны также новые экономические стимулы, к которым относятся: экологическое страхование; установление повышенных норм амортизации основных природоохранных производственных фондов; введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение цен – на экологически неблагополучную; формирование банка экологических услуг; совершенствование договорных отношений, где видное место занимает экономический механизм регулирования – договоры на комплексное природопользование, аренду, передачу и постоянное пользование объектов, охрану памятников природы и т.д.
Источник