Конспект урока: «Знание основных признаков животного.»
прививать бережное отношение ко всем объектам живой природы.
I. Приветствие. Артикуляционная гимнастика.
“Природа! Многоликая и разнообразная! Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться! Эти слова мы слышим постоянно. Кроме того, на каждом уроке их подтверждаем. Мы ознакомились только с двумя царствами живых организмов, предстоит знакомство еще с одним. Но, прежде чем открыть новую страницу нашего путешествия в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.”
II. Изучение нового материала.
Демонстрация на доске “Братья наши меньшие!”
“Мы с вами начинаем путешествие еще по одному царству-государству – Царству Животных! Животные разнообразны и интересны. Их можно встретить повсюду: в почве, воде, воздухе, на поверхности земли, в телах других организмов. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. Со многими из них вы знакомы очень близко! Но давайте еще раз напомним необходимые, самые важные данные о живых организмах.
– Итак, тема сегодняшнего урока “Основные признаки и многообразие животных”. Мы должны выделить отличительные признаки животных, ознакомиться с группами животных, научиться находить что-то хорошее, полезное и любить их за это.
Признаки животных. Рассказ с элементами беседы.
“Самое существенное отличие животных – это способ питания.
– Способны ли мы сами производить органические вещества?
– Действительно в готовом виде, за счет растений и других животных.
– Одинакова ли продолжительность роста у растений и животных?
– Верно, обычно растительный организм развивается всю жизнь, а животное растет до определенных размеров, либо до определенного возраста.
– Могут ли растения передвигаться?
– Конечно, нет! Они поворачиваются вслед за солнцем, но при этом остаются прикрепленными.
– Назовите теперь отличительные признаки животных”
После ответов детей на доске появляется слайд с перечисленными признаками, ребята записывают их в тетради.
Экологические группы животных по способу питания. Дидактическая игра.
– Одинаково ли пищей питаются животные? На какие группы их можно разделить по источнику питания?
– Есть большое количество животных, которые питаются растительной пищей – это растительноядные. Например: корова, заяц. Есть хищники, или плотоядные, которые поедают других животных. Например: волк, лиса. Есть насекомоядные – ласточка, крот, и всеядные – медведь, человек”
Дикие и домашние животные. Беседа с последующим выполнением творческих заданий на бумаге (художественная мастерская).
– Посмотрите на изображенных животных и скажите, в чем коренное отличие между этими кошками?
– Да, одна из них домашняя, а другая – дикая!
– Каких животных называют домашними, а каких – дикими?
– Действительно, жизнь диких животных полностью зависит от условий окружающей среды, а жизнь домашних зависит от человека, так как он создает условия для их существования.
– Каких животных человек уже одомашнил?
– С какой целью мы одомашниваем диких животных?
– А теперь, ребята, предлагаю вам разделиться на пары и заняться творчеством. Вам нужно будет изобразить ваше любимое домашнее животное или “чудо-юдо” животное.
Подведение итогов урока.
Источник
Животные
Карл Линней — шведский врач и натуралист, основоположник методов и принципов систематики. Именно с него началась история биноминальной номенклатуры, принятой сегодня во всем научном мире.
Биноминальная (бинарная — от лат. binarius двойной) номенклатура — способ обозначения вида, состоящий в использовании двухсловного названия, к примеру: Таракан американский, Аскарида человеческая, Слон африканский, Гидра пресноводная.
Царство Животные — самое большое по числу видов, оно включает около 1,6 миллиона видов, большую часть из которых — 1,3 млн составляют насекомые. Займемся описанием признаков, по которым животных можно отличить от других организмов. Итак, признаками животных являются:
- Голозойное гетеротрофное питание
Голозойный способ питания (от др.-греч. ολο — «весь» и ζῷον — «животное») — питание твердыми пищевыми частицами, которые попадают внутрь организма и затем расщепляются на более мелкие частицы — перевариваются.
Слово «гетеротрофное» также очень значимо, оно происходит от гр. heteros другой и trophe пища, то есть дословно «питание за счет других». Животные, в отличие от растений (которые питаются автотрофно) не синтезируют органические вещества, а поглощают готовые: поедая растения, других животных, осуществляя паразитирование.
У животных клеточная стенка отсутствует, форма клетки непостоянна, благодаря чему осуществляется питание: в частности у одноклеточных организмов цитоплазма, перетекая, обволакивает пищевую частицу и поглощает ее (образуется фагосома). У растительных клеток с плотной целлюлозной оболочкой такие движения и голозойный тип питания становятся невозможными.
Все когда-то в жизни бывает впервые. Был у меня момент, когда я первый раз открыл незнакомую мне главу «Зоология». Хочу уделить особое внимание моменту, чрезвычайно запутавшему меня тогда (очень рад, если вас он не сбивает с толку!).
Вы должны отделять друг от друга понятия «цитоплазматическая мембрана» и «клеточная стенка». Запомните, что цитоплазматическая мембрана — обязательный атрибут клетки, она есть у всех клеток: растений, животных, грибов! Клеточная стенка есть не у всех клеток, а лишь у клеток растений, грибов, бактерий.
Клеточная стенка — это оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны, выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. Она обладает повышенной прочностью и придает форму клетке.
Человек, вершина эволюции, и другие животные состоят из 4 типов тканей: эпителиальной, внутренней среды (соединительная), мышечной и нервной.
Животные используют в качестве источника энергии вещества, накопленные другими организмами. Организмы располагаются в разных местах, поэтому жизненно необходимо для животных совершать перемещения, находить новые источники энергии.
Существуют также и сидячие животные, которые утратили подвижность. Они ведут паразитический образ жизни, могут быть фильтраторами (морские донные животные) — двустворчатые моллюски: устрицы, тридакны.
Для животных характерно выделение побочных продуктов белкового обмена веществ в виде мочевины, мочевой кислоты. Функцию выделения выполняют органы выделительной системы, у человека — почки.
Возбудимость — это уникальное свойство некоторых тканей животных — мышечной, нервной. Под действием раздражителя происходят изменения в организме: меняется тонус мышц, генерируются нервные импульсы.
Это молекулярные механизмы, расположенные на границе клетки с окружающей средой. Два этих насоса имеются только у животных. Натриевый насос связан с работой соединительной и нервной ткани, кальциевый — находится в мышцах. Они контролируют концентрацию ионов снаружи и внутри клетки, влияя, таким образом, на ее активность и работу.
В связи с прогрессивным развитием нервной системы, для животных характерно сложноорганизованное поведение, основанное на условных и безусловных рефлексах. Для человека — высшей ступени эволюции — особенно характерно максимальное развитие высшей нервной деятельности, выражающейся в мышлении, памяти, речи.
Нейрогуморальная регуляция — одна из форм физиологической регуляции процессов жизнедеятельности в организме животных и человека. Под термином «нейрогуморальная регуляция» понимается нервная регуляция, заключающаяся в возбуждении нервных тканей и перемещении импульсов, и гуморальная регуляция (от лат. humor — жидкость), осуществляемая благодаря биологически активным веществам во внутренних средах организма — кровь, лимфа.
Таким образом, «нейрогуморальная регуляция» представляет собой участие нервной и гуморальной регуляции в едином регуляторном процессе.
По большей части у животных нет сложных, запутанных жизненных циклов, где чередуются спорофит и гаметофит, как у растений. Гаплоидная фаза (n) представлена только гаметами
Подавляющее большинство животных не обладает столь выраженными регенеративными способностями, как растения.
У животных имеется сложно устроенная иммунная система. Основные ее функции: обеспечить защиту организма от инфекционных заболеваний, уничтожить опухолевые клетки.
Рост животных в отличие от роста растений ограничен, достигнув определенного предела, заложенного генетически, рост останавливается. Растения же растут в течение всей жизни в точках (зонах) роста — верхушечной меристеме, зоне деления корня. У животных отсутствует такая локальная сосредоточенность образовательных тканей, они растут диффузно сразу всей поверхностью, а не за счет отдельных участков.
У членистоногих рост тела сдерживается плотным наружным скелетом — хитиновым покровом.
Классификации и систематика
Царство Животные подразделяется на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные. В систематике животных используются следующие таксоны: (таксон — единица классификации) тип — класс — отряд — семейство — род — вид. Взглянем на таксоны парусника Алексанора.
Позвоночные и беспозвоночные
Также вы часто можете встретить деление всего животного мира на беспозвоночных и позвоночных. К позвоночным относят обычно всех хордовых.
Первичноротые и вторичноротые
Животные делятся на первичноротых и вторичноротых по способу развития рта. Организмы, у которых первичный рот зародыша становится ртом взрослой формы называются первичноротыми.
К первичноротым относятся большинство беспозвоночных: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски и членистоногие.
В случае если рот взрослой формы возникает не из первичного рта зародыша, а прорывается на обратной стороне — такие животные называются вторичноротыми. Фактически у вторичноротых в процессе эмбриогенеза рот и анальное отверстие меняются местами.
Вторичноротыми являются хордовые, а также иглокожие (морские звезды, морские ежи).
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник