4. Понятие туристских ресурсов, их свойства и стру
Туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Свойства туристских ресурсов. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас; способы использования. Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, емкость, надежность, привлекательность и др.
Целостность понимается как неделимость туристских ресурсов и их элементов, существование их в определенной взаимосвязи.
Емкость определяется количеством туристов, которых может принять территория, располагающая туристским ресурсами.
Надежность туристских ресурсов – свойство, определяемое всем комплексом социальных, экономических и политических условий в рамках туристских территорий.
Уникальность туристских ресурсов определяется их редкостью и исключительной привлекательностью для туристов из любого уголка земного шара.
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчест-вом известных людей.
Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов.
Известность – популярность тех или иных туристских объектов и комплексов среди туристов.
Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.
Выразительность – степень взаимодействия объекта с окружающей средой, сооружениями, природой.
Сохранность – подготовленность объекта к организованному приему туристов.
Безопасность – свойство туристских ресурсов, выражающееся в отсутствии возможных негативных по-следствий от их использования туристами и местным населением.
Характеристики туристских ресурсов. По мнению И.И. Пирожника [61], важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются:
• объем запасов, необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;
• площадь распространения ресурсов, позволяющая определить потенциальные туристские террито-рии, установить округа санитарной охраны;
• период возможной эксплуатации, определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;
• территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение турист-ской инфраструктуры к местам их концентрации;
• сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;
• возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.
К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:
• использование природных ценностей
• усвоение культурных
• возможность занятий спортом
• любительские занятия (рыбалка, охота).
Природные ресурсы, как и географические, всегда были основой развития туризма Природные ресурсы выполняют многочисленные функции; одной из важнейших является возможность их использования в качестве средства восстановления физ зических и духовных сил человека Природные туристические ресурсы следует рассматривать как ресурсы, которые активно используются для сохранения или поддержания здоровья индивидуума К ним можно отнести как отдельные компо ненты природы, так и весь природный комплексаекс.
Все природные ресурсы оценивают в зависимости от их рекреационного или туристического потенциала Однако степень использования природных ресурсов может быть разным и зависит преимущественно от специализации региона
При классификации природных ресурсов целесообразно учитывать как их естественное происхождение, так и экономическое значение для туризма
Выделяют следующие группы природных ресурсов
1 По происхождению:
— физические, к которым относятся компоненты неживой природы (геологические, климатические, гидрологические, термальные ресурсы);
— биологические — живая природа (почвенные ресурсы, флора, фауна);
— энергоинформационные — специфические поля ноосферной природы, служащие факторами привлекательности (например, местность или ландшафт) Этот тип ресурсов является базой для развития таких видов туризма, как культурное, сенсетивний и религиознойй.
2 По видам рекреационного использования:
— минеральные воды;
— грязи;
— ванны;
— солярии;
— леса
3 По скоростью исчерпания ресурсов:
— исчерпывающие природные ресурсы,
— неисчерпаемые природные ресурсы, к которым относится часть природных ресурсов (солнечная энергия, ветер, морские приливы)
Отдельно выделяют природные лечебные ресурсы — рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения страны или региона, а также туристов
Природный ландшафт — это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека.
Рельеф Земли — это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и малень-ких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил.
Климат — это средний режим погоды в определенном месте, выявленный за многие годы наблюде-ний.
Климатические ресурсы как природные ресурсы присущи всем регионам и странам планеты, но обладают разными качественными характеристиками.
Климат может быть морской и континентальный; влажный и сухой; жаркий и холодный; арктический, умеренный, субтропический, тропический, экваториальный, горный и др. Оценивают его как благоприятный или неблагоприятный для жизни и определенных видов деятельности человека, для сельского хозяйства или рекреации (курортов, спорта, туризма и др.).
Климатообразующие факторы – это физические механизмы, определяющие внешние воздействия на КС, а также основные взаимодействия между звеньями КС (рис. 1.2).
Выделяют три главных климатообразующих фактора солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.
Водные ресурсы – пригодные для использования воды морей, рек, озер, искусственных водоемов, подземные воды, почвенная влага, лед горных и полярных ледников, водяной пар атмосферы.
Водные ресурсы используются для водоснабжения, ирригации, гидроэнергетики, транспорта, спорта, рыболовства, рекреации и туризма.
Растительные ресурсы – естественные угодья суши, покрытые лесной, луговой, степной растительностью, и морские луга. Значение этих ресурсов неоценимо в глобальном масштабе. Они создают (продуцируют) запасы кислорода в атмосфере. В региональном масштабе растительные ресурсы представляют собой запасы древесины для; пищевой ресурс морской травы в приморских районах; ресурс луговой и степной растительности как ценного корма для скота.
Минерально-сырьевые ресурсы – это совокупность ископаемых и россыпных залежей полезных элементов и соединений, а также природные растворы солей озер, морей, подземных и подводных источников, содержащих минералы в высоких концентрациях, при которых экономически целесообразно их извлечение. К особым минеральным ресурсам можно отнести и минеральные источники вод (холодные и горячие), минеральные грязи, используемые для оздоровительных, бальнеологических целей.
Рекреационные ресурсы – это компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам могут быть использованы для рекреационной деятельности.
Рекреационные ресурсы – сложный вид ресурсов, которые складываются из природной и антропоген-ной составляющих и формируют потенциальные возможности для рекреации.
Жалко, что нет библиографического описания, это не позволяет ссылаться. Статья вполне информативная. Я свои иногда выкладываю на проза.ру
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник