Основные теории сущности природе местного самоуправления

13. Основные теории о сущности и природе власти местного самоуправления.

Спор идёт по вопросу характеру власти: общественная ли это (негосударственная) или государственная власть.

Таким образом, существуют государственная и общественная концепция власти по природе власти местного самоуправления.

Практический смысл: представители общественной концепции считают недопустимым вмешательство государства, а государственной – наоборот, что государство в любой момент может вмешиваться, контролировать…

Исторически первой теорией была «Теория свободной общины». Возникла в первой половине (ближе к середине) XIX во Франции и Бельгии. За основу брался исторический подход. Они говорили, что община исторически возникла раньше государства, общины (в процессе объединения) породили государства и передали ему часть своих прав, вместе с тем у каждой общины остались свои неотчуждаемые права и свободы. Эти общинные дела по своей природе отличаются от государственных дел, поэтому вмешательство государства в дела общины недопустимо. Должностные лица, служащие общины являются представителями населения, а не государственными чиновниками. Они предлагали дополнить четвёртой ветвью власти – власти свободной общины.

Критика этой теории: эта теория носит абстрактный характер, невозможно объяснить реалии современного государства закономерностями первобытнообщинного строя, создание этой теории на практике превратило бы государство в союз суверенных общин, что недопустимо, потому что государству не безразлично, как живут его граждане на отдельных территориях, как решаются вопросы на местах… Невозможно разделить непроходимой гранью дела государства и дела общины.

Когда эту теорию раскритиковали, она несколько видоизменилась и на её месте появилась другая, тоже в XIX веке… Теперь упор делался не на историю, а на тех делах, что делают на местах. Это «Хозяйственная теория». Главное в хозяйственной теории – содержание коммунальной деятельности, содержание местных дел, вопросов, которые решаются на местах.

Их аргументы: местное самоуправление есть заведывание хозяйственными вопросами, в силу неполитического характера этой деятельности она безразлична для государства. Они считали, что местное самоуправление – это корпорация не публичного, а частного права и им же должно регулироваться.

В рамках этой же хозяйственной теории есть другой вариант: Самоуправляющиеся единицы как юридические лица. Самоуправляющиеся единицы должны признаваться юридическими лицами. Отсюда такая система аргументов: коммуна, община – обычное юридическое лицо, государство принимает закон, по которым живут и работают юридические лица, оно устанавливает правила их деятельности, но во внутренние дела их государство не вмешивается. Община – что-то вроде акционерного общества.

  1. Вопросы местного самоуправления нельзя полностью считать только хозяйственными вопросами, в местном самоуправлении решаются вопросы о муниципальной власти (выборы…), это публичное право в том числе.
  2. Если акционерные общества создаются добровольно, то местное самоуправление – это обязательная форма решения местных дел.
  3. Не может государство быть безразличным наблюдателем за тем, как живут его жители…
Читайте также:  Область распространения видов природы

В Российской империи профессор Васильчеков отстаивал такую систему, сейчас наиболее развита в странах с англо-саксонской системой права (США, Великобритания, Австралия…).

Государственная концепция, представители этой концепции доказывают, что власть местного самоуправления носит государственный характер.

Появилась практически одновременно с общественной, родоначальником государственной теории стала Германия середины XIX века, основоположники профессора Штейн и Гнейс. В своих работах они говорили, что в современном государстве любая публичная власть есть государственная власть и иной быть не может, а самоуправление сводится к тому, что ему передаются некоторые государственные полномочия, на них возлагается некий круг государственных задач. Никаких особых задач и ничего такого не существует, да, выборность, могут формироваться населением, но… Местное самоуправление подконтрольно и подчинено государство, государство по своему управлению может изъять вопрос из их компетенцию, включить новый вопрос в него… Всегда существует примат государственных интересов над местными, то есть государство превалирует над местами.

Она преобладала в монархических странах, в Российской империи, в СССР…

  1. Её авторы не признают существование особых интересов на местах, местных территориальных коллективов, отличающихся от государственных интересов.
  2. В рамках этой концепции всегда создаётся централизованная система управления, которая не всегда даёт должный эффект, не всегда эффективна.

Спору этому уже более двух веков и в середине XX века появилась новая теория: «Теория дуалистической природы власти местного самоуправления», или теория дуализма.

Сторонники этой теории говорят, что власть местного самоуправления носит государственно-общественный характер, она двойственна по своей природе.

Черты, объединяющие с государственной теорией:

  1. Власть носит обязательный характер, она создаётся не по инициативе населения.
  2. Это право издавать нормативные акты.
  3. Право привлекать к ответственности в некоторых случаях за неисполнения нормативных актов.
  4. Наличие обязательных органов…

Черты, объединяющие с общественной теорией:

  1. Разнообразие форм осуществления.
  2. Допустимость инициатив в решении местных вопросов.
  3. Привлечение общественности к решению этих вопросов.
Читайте также:  Институциональная теория фирмы контрактная природа фирмы

Чичерин сказал, что «соотношение государственных и общественных начал объясняется конкретно-историческим этапом развития того или иного государства». Чем более общество способно принимать самостоятельные решения, чем оно организованнее, тем меньше необходимо вмешательство государства.

Источник

14) Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.

В процессе развития юридической сложились следующие теории сущности МС: 1) Теория свободной общины – исторически была первой. Состоит в том, что указывает на изначальную природу самостоятельности МС по отношению к гос-ву. Эта самостоятельность связана с тем, что община, в которой осуществляется МС сложилась еще до возникновения гос-ва и имеет в связи с этим определенную автономию. Предствители теории: в основном французские и франкоязыные бельгийские авторы, Де Токвиль. 2) Хозяйственная (общественная) теория. Исторически пришла на смену теории свободной общины. Данная теория не столь радикальна в обосновании самостоятельности МС. По этой теории вопрос управления обществом разделяется на гос-ые по сути и самоуправленческие по сути. В рамках свои вопросов МС самостоятельно и вполне автономно от гос-ва. Представители: Алексеев, Лазарев. 3) Государственная теория. Предстваители: Гнейст, Штейн. В этой теории 2 направления: политическое и юридическое. В целом гос0ая теория говорит о гос-ом по сути характере МС. Политическое направление акцентирует внимание на целесообразности для гос-ва, передачи некоторых вопросов на местный уровень. При этом само гос-во определяет какие вопросы передать. Юр.направление. Объем вопросов местного значения также определен гос-ом, но должен быть юридически точно аргументирован и само гос-во должно соблюдать принятые норм-пр акты в отношении МС. Позднее в 20в были разработаны некоторые другие теории сущности МС такие как: Теория публичных услуг, социалистическая теория и др.

15) Принципы местного самоуправления.

Принципы МС это основопологающие идеи и начала лежащие в основе организации и функционирования системы МС, отраженные в позитивном праве. Эти принципы закрепляются в различных нормативно-правовых актах, в том числе Конституции и в ФЗ 2003 об общ пр орг МС в РФ г. Также целый ряд признаков МС закрепляется в Европейской хартии МС. Принципы МС призваны вырадать «дух» российского муниципального законодательства. В число принципов входят: 1) Верховенство Конституции и законодательства; 2)Конституционной законности. 3)Самостоятельность МС; 4)Не включение органов МС в систему органов гос власти. 5)Принцип гласности. 6)Принцип обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина деятельности органов МС. 7)Обязательность наличия выборных органов в системе МС. 8)Неподчиненность одного муниципального образования-другому. 9)Принцип ответственности органов МС, перед населением М.образования,гос-ом, физ и юр лицам. 10)Принцип гос.поддержки. 11)Обеспечение минимальной наполняемости местных бюджетов и бюджетного выравнивания. 12)принцип взаимодействия органов гос власти и органов МС в делеобеспечении нормальной жизнедеятельности населения муниц.образования.

Читайте также:  Знать природу знать ее законы должны все люди чем бы

16) Организационная система местного самоуправления (общая характеристика)

Организационные основы местного самоуправления — это со­вокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на мест­ное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы

Конституция России устанавливает, что в РФ признается и гарантируется МСУ. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Местное самоуправление — это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

Осуществление местного самоуправления является обязанностью соответствующих местных сообществ. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину. При этом население, даже по своей воле, не вправе упразднять местное самоуправление

Граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами (ст. 3).

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям

Права на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены исключительно федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.

Обязанностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ является обеспечение государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления.

Источник

Оцените статью