Пусть на наш земельный участок предъявляется спрос предпринимателями четырех отраслей экономики. D, — функция спроса со стороны фермера. Она расположена ниже других функций спроса, поскольку применение земли в сельском хозяйстве, как правило, характеризуется минимальной доходностью. Далее с учетом последовательного возрастания уровня доходности располагаются: кривая D2 — функция спроса со стороны предпринимателя, работающего в сфере жилищного строительства; D3 — характеризует спрос для предпринимателя в промышленности; D4 — спрос на коммерческое использование земли (в том числе, с целью перепродажи).
В нашем примере максимально возможную цену заплатит предприниматель из коммерческого сектора экономики. Она определяется следующим образом. Прежде всего, вертикальная проекция точки пересечения кривой предложения (S) и спроса D даст значение потенциальной доходности от коммерческого использования земли (РД4) Этот доход должен быть капитализирован с учетом ставки банковского процента.
Мы исходили из отсутствия ограничений по использованию оцениваемого земельного участка в различных секторах экономики. Однако, как правило, земли сельскохозяйственного назначения могут применяться строго в соответствии с их назначением. В этом случае спрос на наш участок будет предъявляться лишь со стороны различных сельхозпроизводителей. Потенциальная доходность от такого применения будет колебаться вокруг значения РД1, что существенно снизит рыночную цену. Предлагаем читателю самостоятельно убедиться в этом, предложив графическое доказательство данного вывода.
На практике уровень рыночных цен складывается под воздействием многих других факторов, и его определение является более сложным делом. Рыночные цены существенно зависят от развитости земельного рынка и, в частности, от уровня предложения. Последнее, в свою очередь, тем больше, чем меньше ограничений предусмотрено в национальном законодательстве на куплю-продажу земельных участков. Таким образом, реальна следующая парадоксальная ситуация. Стремление некоторых политиков и партий в период рыночных реформ оградить земельные отношения от воздействия на них спекулятивных факторов путем введения разного рода рестрикций на рыночный оборот земли на самом деле может привести к спекулятивному росту цен вследствие недостаточности предложения.
Подведем промежуточные итоги.
Как следует из проведенного анализа, отличительной особенностью всех экономических инструментов является то, что они влияют на решения хозяйствующих субъектов ( их эффективность, издержки, выгоды), направляя эти решения на охрану окружающей среды, путем воздействия на экономическое поведение соответствующих лиц.
Совокупность этих методов неоднородна. Основное внимание в данной главе уделялось тем экономическим инструментам охраны окружающей среды, которые так или иначе связаны с финансовыми трансфертами. Таковыми являются эмиссионные и ресурсные платежи, экологические налоги и фонды, страхование экологических рисков и некоторые др. Эти инструменты, выполняя стимулирующие функции, также обусловливают централизацию и перераспределение финансовых ресурсов и последующее их использование на цели охраны окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Финансовые экологические трансферты воздействуют на доходы самых разнообразных экономических субъектов, включая компании, загрязняющие природную среду, потребителей, государства. В случае обоснованного установления экологических налогов, платежей и т.д. обеспечивается коррекция экономического поведения хозяйствующих субъектов в благоприятном для охраны среды и ресурсосбережения направлении.
Наряду с этим, в данном пункте мы знакомились с особенностями рыночного ценообразования на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот. Рыночные цены на эти объекты (участки сельскохозяйственных угодий и городской земли, лесные массивы, общераспространенные месторождения полезных ископаемых и т.п.), как и на обычные экономические блага, в случае их корректного установления, являются важнейшим ориентиром для хозяйствующих субъектов в деле принятия ими экономически эффективных решений. Таким образом, механизм рыночного ценообразования на природные ресурсы стимулирует эффективную аллокацию (распределение) и экономное расходование данных благ, становящихся все более дефицитными.
Вместе с тем известно, что многие экологические блага (и, прежде всего, общественные) не являются товарами и не могут быть объектом купли-продажи и рыночного ценообразования. Однако и в этом случае, как будет показано в п. 10.4, в целях охраны окружающей среды возможно применение рыночно ориентированных экономических инструментов.
Источник