Особенности изображения природы лирике тютчева

Пейзажная лирика Тютчева

Лирика – это вид поэзии, выражающий переживания и чувства поэта.

Природа в ранней лирике Тютчева

Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.

Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.

Размышления о скоротечности времени и жизни переплетаются с мыслями о бесконечности вселенной. Тютчев, находясь на грани мира человека и мира природы, проникается тайнами мироздания. В системе художественных образов мир природы и человеческая душа – неизведанные загадки. Это ярко проявляется в стихотворении «Все во мне, и я во всем…».

Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.

Тютчев проникает в жизнь природы. Человеческий мир для него существует неразрывно с миром природы. Тютчева по праву называют «певцом природы».

В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:

  • «Весна»,
  • «Еще земли печален вид»,
  • «Восток белел, ладья катилась…»,
  • «Проблеск»,
  • «В душном воздухе молчанья…» и т.д.

В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.

В стихотворениях «Утро в горах», «Нет моего к тебе пристрастья…», «Сей день, я помню, для меня…» лирические образы голубого неба, утра, солнечных лучей имеют смысловую параллель с пробуждением новых чувств.

В других стихотворениях Тютчева присутствуют мотивы слияния человека с хаосом, утраты человеческого «Я», которое полностью растворяется и исчезает в бессознательном мироощущении поэта. Темы мирового хаоса несут в себе противостояние, борьбу, трагическое забвение. Например, в стихотворении «Смотри как на речном просторе» «Я» лирического героя растворяется в тающих льдинах.

В пейзажной лирике Тютчева, наряду с загадками мироздания и мотивами хаоса, присутствует тема ночи. Для поэта образ ночи связан с явлениями природы и таинственным миром. Темная ночь в себе таит неизведанные силы стихии и чувство хаоса. Ночь создает контраст, вызывает ощущение призрачности и ничтожности существования человека. Он не в силах разгадать загадки «роковой бездны». Мотив осознания человеческой беспомощности перед роком наталкивает поэта на философские размышления о человеческом бытии.

Во многих произведениях Тютчева присутствует описание бездны. Например, в произведении «Песок сыпучий по колени» образ ночи противопоставлен дню, а «немощный человек» беспомощен и беззащитен перед бездной ночи. Эти мотивы противопоставления человека бездне видны в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла» и «Сны».

В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.

Читайте также:  Государственный природный заповедник правовой режим

В лирике Тютчева примечательны образы грозы и бури. Они своей силой волнуют внутренний мир человека, наполняют ее противоречивыми чувствами разрушения, смятения, опустошенности, забвения. Прежде всего поэта привлекают природные стихии, заключающие в себе много загадочного и таинственного, например, бушевание морской волны, проявления грозы, бури, журчание ручья, порывы ветра, наступление ночи, пробуждение солнца. В поэзии Тютчева природные стихии имеют значение незыблемого, вечного, а человеческий мир ему представляется иллюзорным, хрупки. Это выражается, например, в стихотворениях «Полдень» и «Не то, что мните вы, природа…».

Природа и человек в поздней лирике Тютчева

Тютчев отражает природные явления в действии, движении. Поздняя лирика поэта, в отличие от ранней, приобретает многогранность чувств и эмоций со сложной системой образов. В стихотворениях проявляются противоречивые чувства, связанные не только с общностью с природой, но и с разладом с ней. В поздней лирике Тютчева присутствует мотив «страшного раздвоения», когда в человеке превалирует личное начало, которое противостоит его единению с природой.

Лирический герой, находясь в состоянии разлада, не ощущает себя частью гармоничного целого (например, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…»).

В поэтической системе Тютчева двоемирие выражается взаимным отторжением и притяжением противоположных полюсов – небесного и земного мира, гармонии и хаоса, любви и смерти, человека и природы. Тютчев использует такие приемы, как повтор и антитеза для усиления контраста противоположных миров. Например, в произведении «Поэзия» автор четко разграничивает два мира – небесный и земной. А противоположность явлений природы ярко отражена в стихотворении «Вечер мглистый и ненастный…». Здесь поэт противопоставляет дневное ночному, что вызывает контрастное чувство несовместимости одного с другим. А в стихотворениях «День и ночь», «Как ни гнетет рука судьбины…», «О, как убийственно мы любим!»» Тютчев показывает взаимное притяжение человеческой жизни, явлений природы и рока. В стихотворении «День и ночь», написанном в 1839 году, поэт поднимает одну из ключевых тем своей лирики – тему космоса и хаоса. В поэзии Тютчева день и ночь – метафорические образы. Ночь представляет хаос, а день – космос. День – космическое понятие как проявление жизни на Земле, как божественное порождение. Ночь – стихия хаоса и бездны, который возникает и «рокового мира».

Через параллель человеческого состояния души и природный явлений Тютчев проникает в запредельные, неизведанные стороны мироздания, тем самым создавая философский тон стихотворения.

Поэт, наряду с внутренним родством человека и природы, отражает понимание человеческого разума и разумного начала природы. Пейзажная лирика Тютчева философична, а природа в ней приобретает символическое значение, побуждает на размышления и переживания о человеческом бытии.

Источник

Урок литературы в 6 классе по теме: Особенности изображения природы в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) воспитывать понимание поэзии, любовь к природе, интерес к изучению литературы.

II. Мотивация на изучение темы урока

В очарованье русского пейзажа

Читайте также:  Основным природным резервуаром коронавируса mers cov является

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Эти строки принадлежат русскому поэту Николаю Заболоцкому. Он говорит о том, что постигнуть красоту русской природы очень сложно, для этого нужно долго учиться и обладать особым даром. Сегодня на уроке мы попытаемся сделать шаг на пути к тому, чтоб научиться по-настоящему понимать и ценить красоту, которая нас окружает. Поможет нам в этом другой замечательный русский поэт, истинный ценитель русского пейзажа Фёдор Иванович Тютчев. Он родился и вырос в деревне, рано научился любить природу и «дышать с природою одной жизнью», как говорил он позднее.

III. Целеполагание

Давайте обратимся к теме урока. Внимательно её прочитайте и ответьте на три вопроса: ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? (Что мы будем изучать? Как мы будем это делать? Зачем?)

IV. Актуализация знаний

Обучающиеся в тетради отвечают на вопрос: Что я знаю о Тютчеве?

V. Изучение биографии и творчества писателя

Получилось у вас ответить на предложенный вопрос? Давайте попытаемся заполнить пробелы в ваших знаниях, мысленно перелистав страницы жизни большого поэта, увидев его поэтическую индивидуальность, и попытаемся понять его мировосприятие.

Работа с таблицей по биографии Тютчева.

— с помощью учебника; с помощью видеофрагмента.

Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?

Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?

Когда Тютчев становится по-настоящему известным?

VI. Работа со стихотворениями о природе

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

— Как вы понимаете слова Тютчева? Правда ли у природы есть душа, язык?

1) Стихотворение «Неохотно и несмело»

А. Словарная работа

На интерактивной доске записаны слова и их лексическое значение. Задача обучающихся – верно соединить их.

— яркий блеск, лучистый свет, радость

— смущение, тревога, переход в беспорядочное состояние

— обработанное поле, пашня, посевы.

Б. Фонохрестоматия. Чтение стихотворения актёром.

— Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело», которое было написано поэтом после возвращения из многолетней дипломатической службы в 1849г

В. Анализ стихотворения

Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?

— Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?

— Кто из вас когда-нибудь попадал под сильный дождь в грозу?

— Представьте, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния. — Какие возникают желания в такие моменты?

-А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы?(как в прямом, так и в переносном смысле)

(Гроза – это что-то страшное, грозное. Это кто-то грозный,устрашающий)

— На сколько строф делится стихотворение? (на пять)

— Какие эпитеты использовал поэт?

— Что такое олицетворение? Найдите в стихотворении такой троп.

— Для чего автор использовал олицетворение?

Г. Экспресс-исследование.

Учитель снова читает стихотворение.

— Скажите, правы ли критики, говоря, что «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

Читайте также:  Береги природу эколята дошколята

— Для того, чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам понаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие «тайны» вам открылись:

I ряд: Что услышали. («дальний гром», «за тучей прогремело», «раскаты громовые», «ветра тёплого порывы»)

II ряд: Что увидели. («солнце смотрит», «принахмурилась земля», «дождь порой», «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый», «чаще капли грозовые», «вихрем пыль летит с полей», «солнце раз ещё взглянуло», «смятенная земля»)

III ряд: Что почувствовали. («ветра тёплого порывы», «дождь порой», «чаще капли дождевые»)

— Так правы критики или нет?

— Каким настроением проникнуто стихотворение? Другими словами, давайте проследим образ — настроение лирического героя. (Настроение у лирического героя сначала грустное, но потом, по мере завершения грозы, становится хорошим, солнечным, т.к. после грозы природа предстаёт обновлённой. Так же, как и вся земля «потонула в сиянье», лирический герой тоже сияет от радости, что пришла весна и что победа её очевидна)

— Благодаря чему победа весны очевидна? (Благодаря весенней грозе)

— Страшной ли оказалась гроза в стихотворении? (Нет, она лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни)

— Правильно, именно очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.)

— Так какой же образ оказался главным в стихотворении? (Образ грозы)

— Что хотел сказать читателям поэт этим стихотворением?

— Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится.

— Тютчев довольно часто в своих произведениях обращается к грозе, выражая свой восторг и восхищение.

Д. Выразительное чтение стихотворения обучающимися

2) Стихотворение «Листья»

А. Выразительное чтение стихотворения

Поработаем с ещё одним стихотворением Ф. И. Тютчева, которое поэт назвал «Листья». Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья. Что вам напоминает их полёт? А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?

— Какими вам показались листья?

— Почему они хотят улететь вместе с ветрами?

— Какие слова помогают лучше представить характер листьев?

— Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами, близкими по смыслу, словами-синонимами, изменится ли смысл стихотворения? Действительно, слово в художественном произведении ёмко и незаменимо.

— Какие худ.средства использует автор?

3) Стихотворение «С поляны коршун поднялся…»

Самостоятельный анализ обучающимися по плану.

2. Основная мысль стихотворения

3. Средства художественной выразительности.

VII. Подведение итогов. Рефлексия (Приём «Рефлексивная шкатулка»)

Кто такой С.Е.Раич? Какое влияние он оказал на Тютчева?

Зачем в 1821 году Тютчев уезжает за границу?

Когда Тютчев становится по-настоящему известным?

Источник

Оцените статью