Особенности научного познания природы

Естествознание / Историч этапы познания природы

Процесс познания человеком природы начался еще в глубокой древности, но интенсивно начал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении естествознания как науки сыграли основанные на наблюдениях великие догадки древних философов.

Так, родоначальник античной натурфилософии Фалес сумел предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585г. до н.э. Эмпедокл, живший в VIв. до н.э., объяснил причину солнечного затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что свет распространяется с огромной скоростью, и мы просто не замечаем длительности его распространения.

В средневековье процесс познания природы находился в полной зависимости от богословия. В этот период развивались астрология, алхимия, магия и другие проявления оккультизма. Тем не менее, постепенно накапливались новые факты и оттачивалась логика теоретического мышления. Например, возникновению и развитию научной химии, несомненно, способствовали работы средневековых алхимиков. Алхимические исследования, несостоявшиеся теоретически, в дальнейшем явились основой для развития экспериментального естествознания.

Таким образом, в античный и средневековый периоды были созданы предпосылки для развития научного естествознания.

Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХв. вступило в четвертую стадию.

Первая стадия научного естествознания — натурфилософия, зародившаяся в позднем средневековье, относится к эпохе Возрождения (XV-XVIвв.). Этот период характеризуется получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента, преобладанием догадок, а не опытно воспроизводимых выводов. При этом натурфилософия несет в себе глубокую конструктивную идею необходимости союза естествознания и философии, что прослеживается во всей последующей истории естествознания.

Так, картина мироздания Дж.Бруно представляет собой воспроизведение философской модели античных атомистов на основе данных астрономических наблюдений. Итальянский философ доказывал, что у Вселенной нет центра, она беспредельна и состоит из бесконечного множества звездных систем. Теоретические положения и выводы, сделанные Дж.Бруно, базируются не столько на опытных данных, сколько на философском положении о целостности и непротиворечивости картины мира.

Таким образом, несмотря на неразвитость естествознания, стадию натурфилософии отличает важная методологическая основа — синтез философских и естественнонаучных идей. Именно благодаря философскому подходу к осмыслению естественнонаучных знаний создаются научные картины мира, которые вырабатываются наукой каждой исторической эпохи.

Вторая стадия развития естествознания – аналитическое естествознание (XVII-кон.XIXвв.) — связана с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований. Натурфилософское познание природы превратилось в современное естествознание, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения полученных результатов.

Читайте также:  Какие есть пейзажи природы

На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы. Среди них — открытие законов классической механики, закона всемирного тяготения, периодического закона, разработка теории химического строения органических соединений, теории эволюции живых организмов.

Возникли и начали интенсивное развитие естественные науки: физика, химия, биология, география, геология. Накопление знаний требовало более детального изучения объектов, что вело к дифференциации соответствующих наук. Так, химия разделилась на органическую и неорганическую, затем появились физическая и аналитическая химия. В биологии были выделены ботаника, зоология, анатомия, физиология.

При этом внимание учёных было обращено главным образом на исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов. Так, в химии изучали главным образом элементный состав и строение молекул веществ, и только к концу XIXв. ведущее место стало занимать учение о химических реакциях.

Таким образом, стадию аналитического естествознания характеризуют следующие особенности: тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук; преобладание эмпирических (то есть полученных посредством эксперимента) знаний над теоретическими; преимущественное исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов; подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, а ее разные сферы – вне связи друг с другом.

Третья стадия – синтетическое естествознание (кон.XIX-кон.XXвв.).

На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания.

Этот период развития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей. Например, любой живой организм можно рассматривать как механическую систему и как систему термодинамическую. Одновременно жизнь рассматривается как множество непрерывно протекающих химических реакций. При этом важно понимать, что данные подходы имеют относительный характер. Живой организм – единое целое и потому подход к его изучению должен быть комплексным.

Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии – науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и одновременно растущая дифференциация наук, с другой, привели к необходимости создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук – биологии, химии, физики — появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология.

Читайте также:  Какова природа архимедовой силы

Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин.

В конце ХХ столетия естествознание вступило в четвертую стадию своего развития, которую называют интегральным естествознанием.

Интегральное естествознание характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примером таких новых интегральных научных направлений является кибернетика.

Кибернетика — это наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая на стыке ряда специальных дисциплин – теории автоматов, техники связи, математической логики, теории информации и других.

Существенную роль в процессе научной интеграции выполняют такие общенаучные методы исследования как математизация естествознания, разработка принципов системных исследований, использование новейших информационных технологий.

Таким образом, современный этап в развитии естествознания отличают ясное понимание целостности природы, эволюционный подход к её изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений.

Источник

Исторические этапы познания природы (естествознания) и их особенности

Существуют различные классификации, отражающие в целом процесс познания природы.Согласно одной из них, можно выделить следующие этапы.

I. Натурфилософия (VI в. до н.э. – конец XVI в.).

Особенности: 1. Союз философии и естествознания. Ученые были одновременно и философами, и естествоиспытателями.

2. За основу всего и первоначало, из которого все возникло и состоит, принимались простейшие начала («стихии», число).

Этот этап делится на два периода: античный и средневековый, причем вся основная информация этого этапа была получена в античный период.

Во времена Аристотеля перечень наук едва достигал двух десятков (философия, геометрия, астрономия, география, медицина и пр.). Зарождающееся научное знание было синкретичным, или неразделенным. II. Аналитическое (точное) естествознание (конец XVI в. – конец XIX в.).

Особенности: 1.Тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук. Стремление свести всю сложность единого, целостного мира природы к нескольким «простым элементам» настроило исследователей на подробнейшую детализацию изучаемой реальности, поэтому рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, т.е. разделением, дроблением на все более мелкие разделы и подразделы. Необходимость и преимущества такой объектной специализации очевидны.

Читайте также:  Национальное богатство включает природные богатства

2. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими, т.е. шел процесс накопления научной информации.

3. Преимущественное изучение предметов и объектов природы в сравнении с изучением явлений и процессов.

4. До середины XIX в. природа рассматривалась как неизменная во времени,т.е. вне эволюции, а ее составляющие вне связи друг с другом. В науке господствовал метафизический взгляд на природу.

Именно этот этап является временем формирования в XVII в. классического естествознания.

III. Синтетическое естествознание (конец XIX в. – конец XX в.).

Особенность: создание синтетических дисциплин на стыке смежных наук.

Уже в рамках классического естествознания стала постепенно утверждаться идея принципиального единства всех явлений природы, а следовательно, и отображающих их научных дисциплин. Оказалось, что объяснение химических явлений невозможно без привлечения физики; объекты геологии требуют как физических, так и химических средств анализа; для объяснения сложнейших процессой, происходящих в живых организмах, необходимо использовать знания не только биологии, но и физики и химии, прежде всего это относится к методам познания.

Именно поэтому начали возникать смежные естественнонаучные дисциплины – физическая химия, химическая физика, биохимия, биогеохимия, и т.д. Границы естествознания стали условными.

IV. Интегральное естествознание (конец XX в. – настоящее время)

Особенность: малый синтез двух-трех смежных дисциплин пополняется масштабным объединением различных дисциплин и направлений научных исследований.

Междисциплинарный подход становится все более значимым для современного этапа развития естествознании, поэтому среди новых отраслей знания в последние десятилетия значительное их число носит интегративный характер. Выделяются такие варианты, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; интеграция в пределах дисциплин, не входящих в один и тот же комплекс наук; интеграция, объединяющая знания нескольких или даже многих областей. Именно последний вариант намечает и представляет собой путь не только к единой науке, но и путь к другой культуре.

В настоящее время весь процесс исследования природы подобен огромной сети, связывающей многочисленные ответвления физических, химических, биологических наук. Основные фундаментальные науки настолько сильно диффундировали (проникли) друг в друга, что пришла пора задуматься, как утверждают многие ученые, о создании на более глубокой основе единой науке о живой и неживой природе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью