Особенности природы антарктиды конспект урока

Конспект урока по географии «Особенности природы Антарктиды» 7 класс

1. Познакомить с историей открытия и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды.

2. Развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний.

3. Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире.

Тип учебного занятия 0 – 1 тип (урок изучения нового материала)

Форма проведения «урок с элементами беседы».

Средства обучения : глобус, физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, портреты исследователей, контурные катры, атласы, дополнительный информационный материал учащихся, слова учителя.

Библиография и интернет-ресурсы

1. Вахрушев А.А. и др. От амёбы до человека: Учебник по биологии для 7 класса. – М.: Баласс, 2005. – 320 с.

2. Душина И.В. и др. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 384 с.

3. Антарктика и Антарктида: общий обзор — URL : http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoworld/10.htm

Содержательная основа учебного занятия:

1. Приветствую учащихся: «Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь».

2. Фиксирую отсутствующих: «Староста, назовите, пожалуйста, отсутствующих».

3. Проверяю подготовленность учащихся к учебному занятию: проверяю наличие учебников, тетрадей, атласов и контурных карт на партах.

4. Проверяю подготовленность классного помещения к занятию: проверяю наличие всех необходимых средств обучения.

1. Приветствуют учителя, присаживаются на свои места.

2. Староста класса называет отсутствующих.

2-актуализа-ция заданий (проверка домашнего задания)

1. Организую внимание школьников: «Внимание, ребята, скажите, пожалуйста, какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке?»

2. Провожу Фронтальный опрос: 1) Какое место занимает Южная Америка по величине? (четвертое) 2) .Какой пролив отделяет Юж. Америку от Антарктиды? (Дрейка) 3) Высшая точка Юж. Америки? (Аконкагуа) 4) Как переводится «Анды» с индейского языка? (медные горы.) 5) какой канал отделяет Южную Америку от северной? (Панамский) 3. Определяю типичные недостатки в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления

1. Отвечают на заданные вопросы

2. Ученики, не выполнившие домашнее задание, объясняют причины его невыполнения.

глобус, физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, атласы, слова учителя.

3 — подготовка учащихся к работе на основном этапе

1. Привожу цитату Ричарда Берда: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”.

— Вы узнали, что это за материк? (Антарктида)

2. «Запишите в тетрадь число и тему урока: «Особенности природы Антарктиды».

1. Отвечают на заданный вопрос.

2. Записывают число и тему урока в тетрадь.

4 — усвоение новых знаний (изучение нового материала)

1. Вступительное слово: «Скажите, ребята, с чего мы всегда начинаем изучение нового материка? (С географического положения материка).

2. Организую внимания учащихся;

«Ребята, откройте план описания географического положения на стр. 285 вашего учебника?»

Читайте также:  Природа тонкого тела человека

3. Зачитываю вопрос и вызываю к доске ученика для ответа.

1) — Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга, вокруг Южного полюса. Находится в антарктическом климатическом поясе.

Северная – Антарктический полуостров -630 ю.ш.

3)- Площадь материка -14 млн км2 (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке)

4)- Длина береговой линии -30 тыс.км

4. «Ребята, откройте контурные карты и отметьте крайние точки материка».

средняя — 2040 м (без ледяного покрова -410 м)

максимальная — 5140 м, массив Винсон (Антарктические Анды)

минимальная — глубочайшая впадина (-2555 м) –Антарктические Анды

6)- От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого. Морями Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена.

5. «В контурной карте отметьте моря и океаны, омывающие Антарктиду».

4. «Итак, географическое положение Антарктиды мы описали, а теперь перейдём к изучению истории открытия этого материка. На прошлом уроке я просила вас подготовить дополнительный материал об истории открытия Антарктиды и о самых известных экспедициях. Поднимите руки те, кто приготовил дополнительный материал».

5. Вызываю к доске по очереди нескольких учеников, подготовивших дополнительный материал».

6. перед началом сообщения прошу: «Ребята, слушайте внимательно материал, и главную и полезную информацию записывайте в тетради».

2. Открывают план в конце учебника.

3. Выходят к доске, отвечают на вопросы.

4. Отметают в контурных картах крайние точки, моря и океаны, омывающие Антарктиду.

5. Ребята, приготовившие материал поднимают руки.

6. Вызванный ученик рассказывает приготовленный материал, остальные ученики записывают главные тезисы в тетрадь.

глобус, физическая карта Антарктиды, физическая карта мира, атласы, дополнительный информационный материал учащихся, слова учителя.

5 — этап закрепления новых знаний и способов действий

1. «Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, я хочу провести не большой тест».

1. Отвечают на вопросы теста.

слова учителя, контурные карты

«Ребята вам понравился сегодняшний урок?»

«Вы узнали сегодня, что-нибудь новое и интересное?»

«Поднимите руки те, кому сегодняшний урок не понравился, и объясните почему».

2. Выслушиваю учеников и делаю себе пометки, для последующей коррекции.

1. Ребята высказывают свои мнения по поводу организации проведённого мною урока.

7 — этап информации о домашнем задании

· Ответить на вопросы после параграфа (устно)

· Проработав материал нанести на к/карту маршруты двух экспедиций.

· Творческое задание: (по желанию) приготовить презентацию на тему “Самый-Самый” в Антарктиде.

1. Записывают домашнее задание

1.Верно ли, что Антарктида полностью лежит за Южным полярным кругом?

2. Верно ли, что Антарктида богата полезными ископаемыми?

3. Верно ли, что Антарктида расположена в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов?

4. Верно ли, что Антарктида высоко приподнята над уровнем Мирового океана?

5. Верно ли, что в центральных частях материка холоднее, чем в прибрежных?

Читайте также:  Природа моя жизнь стихи

6. Материк Антарктида был открыт в результате экспедиции .

1) Джеймса Кука 3) Роберта Скотта

2) Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева 4) Руаля Амундсена

7. Второй экспедицией, достигшей Южного полюса, руководил .

1) Джеймс Кук 3) Дэвид Ливингстон

2) Роберт Скотт 4) Руаль Амундсен

8. Антарктида стала известна европейцам .

1) раньше, чем Австралия и Северная Америка 2) раньше, чем Австралия, но позже, чем Северная Америка

3) позже, чем Австралия, но раньше, чем Северная Америка 4) позже, чем Австралия и Северная Америка

9. По названиям судов экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева в Антарктиде названы .

1) вулканы 2) моря 3) научные станции 4) горные хребты

10. Большинство антарктических научных станций расположены .

1) на побережье 3) по периметру материка

2) в центральной части материка 4) в северной части материка

Источник

Конспект урока по географии на тему: «Антарктида: особенности природы, ее поверхность и климат»

Тема: «Антарктида: особенности природы, ее поверхность и климат».

Цель: усвоение учащимися алгоритма изучения рельефа и климата материка на основе Антарктиды.

— познакомить с особенностями природы Антарктиды;

— рассказать о рельефе и климате Антарктиды;

— развивать умения работать с географическими картами.

— расширять активный и пассивный словарь;

— развивать зрительные восприятие;

— развивать память, умение систематизировать изученный материал, учить

делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;

— развивать интерес к предмету.

— воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих

знаний, развивать чувство взаимопомощи;

— продолжать учить детей радоваться своему успеху и успеху других детей

— воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в

Карта полушарий и физическая карта Антарктиды, компьютер, С D с презентацией.

1.Организационный момент.

Приветствие друг друга, подготовка к работе.

— давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке?

В каких полушариях расположена Антарктида?

— Что находится в центре Антарктиды?

— Какие океаны омывают этот материк?

( предлагается выполнить задание на соотнесение понятий с определениями).

-Сегодня вы познакомитесь рельефом и климатом материка. Тема нашего занятия. Особенности поверхности и климата Антарктиды.

2.Презентация «Рельеф и климат Антарктиды».

«Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. Горы, пересекающие почти весь материк, делят Антарктиду на две части — Западную Антарктиду и Восточную Антарктиду, имеющие различное происхождение и геологическое строение.

По особенностям геологического строения и рельефа Антарктида делится по линии, соединяющей южную части морей Уэдделла и Росса».

«Антарктида окружена частями Атлантического, Индийского и Тихого океанов (Юж. Ледовитый океан). Береговая линия почти всюду изрезана. В материк значительно вдаются только моря Росса и Уэдделла».

«На тихоокеанском побережье расположены Антарктические горы Анды, высота которых превышает 4000м; самая высокая точка континента — 4892 м над уровнем моря — массив Винсон.»

Читайте также:  Расчетный расход газа природного

«Самые крупные ледники расположены в горном хребте Земли Виктории.

Ледник Бирдмор имеет дл. 180 км, ширина 15-20 км. Между близко расположенными друг от друга ледниковыми языками формируются характерные для А. неподвижные ледовые образования — шельфовые ледники.»

«Крупных ледников этого типа в Антарктиде 14 (самый крупный — Росса)».

«На востоке находится высокое покрытое льдом плато и Крестовский вулкан.»

«В Западной Антарктиде находится и глубочайшая впадина— впадина Бентли. Глубина впадины Бентли, заполненной льдом, достигает 2555 м ниже уровня моря.»

«Вулкан находился в мало понятной тектонической ситуации, извергал, как уже упоминалось, уникальную по составу лаву, пребывал в состоянии постоянной активности и к тому же помещался в Антарктиде! характеризуется постоянной активностью».

«Также рельеф представлен оазисами, которые имеют характер полярных пустынь. Самый большой оазис Антарктиды Бангера на побережье Земли Уилкса. Долина Тэйлора- голые скалы, одно из самых сухих мест в Антарктиде и самая безводная зона на Земле, так как при очень низкой температуре воздуха в нем почти не содержится влаги.»

«В Антарктиде большое число разнообразных озер и водоемов. К сожалению, даже самые теплые озера заморожены до глубины одного или двух метров от 8 до 12 месяцев в году, а некоторые покрыты льдом на протяжении всего времени».

«Почти все Антарктические озера возникли в результате расколов и отступлений ледников, хотя некоторые были сформированы действиями земной коры. Обычно пресноводные водоемы образованны в низинах ледников и в них нет жизни».

«3 фактора управляют климатом в Антарктиде — холод, ветер и высота. Температура понижается если вы приближаетесь к побережью ,идя вниз по наклону и также понижается ,когда вы поднимаетесь вверх в глубь материка».

«В Антарктиде, за исключением прибрежных районов, господствует континентальный полярный климат,
характеризующийся отрицательной температурой в летнее и зимнее время и небольшим кол-вом осадков».

«В летний период (декабрь, январь, февраль) в Антарктиде много ясных дней, поэтому приток солнечного тепла относит, большой, но при этом очень велико отражение солнечных лучей от ледниковых поверхностей, в результате чего общее поступление солнечного тепла в 4-5 раз меньше».

«Зона наибольшего выпадения осадков (500-600 м». в год) располагается в приморской части полосой шириной около 150 км, сев. (наружная) граница которой лежит на расстоянии 4 — 5 км от берега моря; во внутренних районах выпадает всего 100 — 150 мм в год. Осадки преим. в виде снега, который преобладает даже в тёплое время года. Относит, влажность воздуха в среднем около 73-78%».

Записываем домашнее задание.

— Какая тема урока у нас сегодня была?

— Что вы сегодня делали на уроке?

— Что нового вы сегодня узнали?

— Сегодня все молодцы, все хорошо поработали.

Источник

Оцените статью