- Статья «ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ (обобщение основных знаний и приемов учебной работы). Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «География»)
- Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Материал подходит для УМК
- Тема
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Подарочные сертификаты
Статья «ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ (обобщение основных знаний и приемов учебной работы). Информационные материалы и методические указания к уроку».
(обобщение основных знаний и приемов учебной работы). Информационные материалы и методические указания к уроку».
При изучении заключительного раздела курса должны быть
обобщены, систематизированы и закреплены главным образом знания
и приемы учебной работы, которые являются специфическими
для начального курса и носят относительно завершенный характер.
Это три основных системы знаний : о сферах Земли, о природе и хозяйственной
деятельности населения своей местности, о плане
местности и географической карте.
Основные идеи раздела следующие. Природа своей местности —
часть земных сфер; в ней с учетом местных природных условий
проявляются некоторые общие свойства каждой сферы. Природа окружающей
местности влияет на жизнь и хозяйственную деятельность
населения и одновременно человек влияет на природу; необходимы
меры по ее рациональному использованию, охране, созданию лучших
условий для жизни, труда и отдыха. Невозможно изучать географию
и применять географические знания без овладения приемами работы
с планом местности и географической картой.
Образовательно-воспитательные задачи раздела: 1. Обобщить
знания об оболочках Земли и углубить знания о природе своей
местности как части земных оболочек. 2. Завершить формирование
знаний о природном комплексе своей местности, выделив взаимные
связи природа — человек, воздействие человека на природу. Закрепить
знания о путях улучшения природы своей местности, ее охраны.
3. Обучение приему обобщения знаний. 4. Обобщить основные для
курса приемы учебной работы (с планом местности и географической
картой, определение ГП объекта). 5. Подвести учащихся к
выводам мировоззренческого характера, заложенным в содержании
Главная цель изучения материала данного раздела— достижение
нового качества в знаниях учащихся и приемах учебной работы.
Поскольку значительную часть учебного времени учащиеся будут
работать самостоятельно и отвечать по заданиям, то, безусловно,
их ответы должны быть оценены, и эта оценка должна играть решающую
роль при выведении итоговой.
По ходу повторения необходимо использовать, по возможности
новые наглядные пособия (незнакомые им картины, иллюстрации из
журналов и т. п.), а также предлагать обращаться к иллюстрациям
учебника. На них учащиеся будут смотреть иначе, чем при первоначальном
изучении в течение учебного года, т. е. с позиции уже
знающих содержание всего курса.
В начале изучения раздела необходимо напомнить учащимся
все основные разделы курса и познакомить с ожидаемой их новизной
в результате изучения последнего. Основная познавательная
задача: привести в систему основные знания по курсу, повторить,
закрепить, посмотреть на каждую ранее изученную тему в связях
ее с другими, обобщить знания и приемы учебной работы.
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБОЛОЧЕК ЗЕМЛИ.
Работу учащихся по обобщению знаний об оболочках можно
Первый вариант. Все учащиеся работают по заданиям учебника,заполняя самостоятельно таблицу в тетради
(на проведение этой работы надо отвести определенное время).
Затем один из учащихся зачитывает написанное, например о земной
коре. Другие учащиеся слушают его, дополняют ответ. При
рассматривании частей земной коры попутно повторяются номенклатура
и определения понятий (равнины, горы, их различия по высоте).
Учащиеся во время ответа могут подходить к карте, самостоятельно
выбирать соответствующие картины. При чтении записей непременно
обращается внимание на то, как каждый из признаков земной коры
проявляется в природе своей местности. (Повторение знаний о природе
своей местности можно провести одновременно с изучением
оболочек, а затем сделать общий вывод. Можно выделить это повторение
и в самостоятельную часть, но также заключить его общим
выводом, данным в учебнике)
При изучении оболочек для учащихся могут быть интересны задания,
по которым проверяется умение конкретизировать общее понятие
и закрепляется знание номенклатуры. Например, при рассмотрении
частей земной коры могут быть задания такого типа: 1. Показать
на карте Аравийское плоскогорье; доказать, что это — плоскогорная
равнина. 2. Показать какие-либо горы средней высоты.
3. Показать впадину на суше и доказать, что это — впадина. Можно
будет предложить учащимся поставить вопросы ученику, рассказывающему
Аналогично рассматривается содержание записей и по другим
сферам Земли. И по каждой из них учащиеся должны определять,
как каждый из ее признаков проявляется в своей местности.
Второй вариант. Учитель разрешает двум учащимся, сидящим
за одной партой, готовить один общий ответ, советоваться друг с другом.
В остальном ход урока идет по первому варианту.
Третий вариант. Он более сложный по организации. Класс разделен
на группы (например, по 4 человека, т. е. две соседние
парты), каждая из которых дает ответы лишь по одной из оболочек.
Таких групп может быть по пять-шесть на каждую тему. По истечении
заданного времени одна из групп, например работавшая по
теме «Литосфера», поручает одному из учащихся доложить результаты
своей работы. Другие группы, которые также работали по этой
теме, рецензируют сообщение, дополняют; учащиеся класса могут
участвовать в обсуждении, задавать им вопросы. После рассмотрения
«Литосферы» выступает группа с сообщением по «Гидросфере» и т. д.
Следующее задание по таблице (см. учебник) — на
обобщение знаний об оболочках Земли, на выявлении общих для
всех них признаков и различий. Ведущая роль при выполнении этого
задания принадлежит учителю, так как содержание учебного мате-
риала для переосмысления достаточно объемное, а характер работы
новый для учащихся. Можно остановиться на рассмотрении первых
двух признаков. Ход беседы примерно таков.
Прежде всего учитель предлагает сказать, что является общим
для всех названных в таблицах сфер Земли (наводящие вопросы:
какие внешние оболочки Земли изучали? Что общего в их форме?).
Затем учащиеся определяют по таблице общие признаки всех оболочек
Общим для всех оболочек по первому признаку является то,
что все они имеют вещественный состав; различия в том, что
каждая оболочка имеет свой вещественный состав. Аналогичный
подход и при рассмотрении следующих признаков: каждая оболочка
имеет форму сферы, но разной толщины. (Следует посмотреть
рисунки учебника, где дано строение оболочек.)
Мы знаем, что очень трудно провести границы между оболочками.
Почему? Потому что вещество одной оболочки проникает в другие.
Приведите примеры. Где вы это видели в природе сами?
Посмотрите, за окном стоит дерево. Можно ли его взять как пример
взаимного проникновения оболочек? Какое природное явление охватывает
все оболочки Земли? (Мировой круговорот воды.)
Рассматривая размеры по вертикали, необходимо подчеркнуть,
что, поскольку нет четких границ у каждой из оболочек, приходится
говорить о размерах: «в пределах от. до . ».
К обобщению по другим признакам оболочек учащиеся еще недостаточно
подготовлены (это задача следующего курса географии).
Поэтому по ним можно ограничиться чтением общих выводов по учебнику,
по каждому из которых учащиеся должны привести примеры.
Но главный вывод таков: природа нашей местности имеет свойство,
общие для каждой сферы, но у нас они проявляются как их особенности.
Методическое пособие по ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.
Курс повышения квалификации
Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс профессиональной переподготовки
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет «География»)
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 331 283 материала в базе
Материал подходит для УМК
Тема
Другие материалы
- Учебник: «География. Начальный курс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
- Тема: Взаимосвязи компонентов природы
- Учебник: «География. Начальный курс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
- Тема: § 46. Разнообразие и распространение организмов на Земле
- Учебник: «География России. Хозяйство и географические районы», Под. ред. Алексеева А.И.
- Тема: Северный Кавказ
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
- Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
- Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
- Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
- Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
- Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
- Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
- Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Оставьте свой комментарий
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал
Автор материала
- На сайте: 6 лет и 9 месяцев
- Подписчики: 2
- Всего просмотров: 983118
- Всего материалов: 5678
29 минут
54 минуты
38 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник